Народная дружина – добрая и созидательная сила
ER.RU публикует статью члена Президиума Генерального совета «Единой России», председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирины Яровой, вышедшую во вторник, 1 октября, на ИТАР-ТАСС.
«Сегодня одной из самых популярных тем обсуждения на разных площадках является развитие гражданского общества. Но эти обсуждения, к сожалению, зачастую сводятся к противопоставлению общественных институтов и государства. И совершенно неоправданно мы не замечаем гражданскую инициативу, которая уже реально, на практике совместно с государственными структурами решает общественно значимые вопросы – такие, как вопросы общественной безопасности.
В настоящий момент в России уже существует 43 тысячи объединений граждан, которые в той или иной форме занимаются охраной общественного порядка. В эти объединения входят более 500 тысяч человек. С помощью народных дружин за последний год было предотвращено порядка 32 тысяч преступлений, а 357 тысяч правонарушителей были задержаны. Поэтому, естественно, при подготовке нашего законопроекта мы опирались на сложившуюся практику, на понимание той реальной гражданской инициативы, которая не только подтвердила свою жизнеспособность, но и эффективность.
Сегодня в субъектах Российской Федерации уже принят 71 региональный законодательные акт, регулирующий участие граждан в охране общественного порядка. И конечно возникает вопрос о том, необходим ли федеральный закон. Он нужен для того, чтобы была единая правовая основа, общие правила, общие формы реализации самой гражданской инициативы. Но общие правовые рамки в любом случае предполагают дополнительное региональное и муниципальное регулирование с учетом мнения жителей и сложившейся практики. Самое главное: создавая единое правовое регулирование, в основе которого законность, добровольность, приоритет защиты прав и свобод человека и гражданина, мы напрямую возлагаем на органы власти не право, а обязанность взаимодействовать с гражданами в вопросах охраны общественного порядка. Кроме того, единая правовая основа позволит любому гражданину, независимо от того, в каком регионе он проживает, при желании найти свою роль и место в этом важном и благородном деле.
Мы предусмотрели пять форм участия граждан в охране общественного порядка. И это не теоретические наработки. Их источником является практика, положительный опыт работы. Итак, это личное участие, добровольческие движения, народные дружины, формируемые по территориальному признаку, общественные объединения по месту работы или учебы граждан и внештатные сотрудники полиции.
При этом я бы не стала выделять какую-либо форму как наиболее приоритетную. Они в равной степени значимы. Но мы закладываем определенные требования, которые вытекают также из самой практики работы. Хочу обратить внимание на то, что по волонтерским движениям мы посчитали необходимым дать максимальные возможности по саморегулированию, чтобы не привнести сюда бюрократию, чтобы они по-прежнему могли самостоятельно определять свою внутреннюю организацию. Сохраняя этот подход, мы в то же время возлагаем на Министерство внутренних дел прямую обязанность размещать в открытом доступе информацию о пропавших без вести, об организации поиска и контактную информацию тех должностных лиц, которые обязаны взаимодействовать с добровольцами и добровольческими движениями по поиску пропавших без вести. Нередко речь идет о потерявшихся детях, которые находятся в беспомощном положении, и их оперативный поиск имеет важнейшее значение, ведь в таких ситуациях счет идет не только на часы, но и минуты.
Если говорить об общественных объединениях, которые могут создаваться по месту работы, учебы или жительства, то они не требуют членства и предполагают активное участие самих граждан. Это также сложившаяся практика. Эти объединения работают по своим внутренним правилам или этическими кодексам. Такая форма, на мой взгляд, имеет не только практическую пользу, но и общевоспитательное значение.
Что касается почему-то самой обсуждаемой формы участия – народных дружин, то здесь уже требуется членство, регистрация и взаимодействие с территориальным органом полиции. Сама компетенция дружинника предполагает не только права и возможности, но и определенную ответственность. Члены народных дружин должны понимать, что они не только совместно с полицией решают вопросы охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий, смотрят за порядком на улицах, но и то, что к ним предъявляются особые требования по соблюдению закона.
Вместе с тем, те, кто помогает в охране общественного порядка, сами должны быть защищены законом. Они должны быть наделены полномочиями. И если у них будет отсутствовать право предъявлять законные требования, тогда теряется сам смысл их участия в этой деятельности. Важная деталь – народные дружинники вправе отказаться от исполнения возложенных на них обязанностей, в случае если существует опасность их жизни и здоровью.
Мы также уточнили, что внештатными сотрудниками полиции не могут быть граждане, имеющие неснятую или непогашенную судимость, находящиеся под уголовным преследованием, осужденные ранее за умышленные преступления и некоторые другие категории лиц.
Сотрудничество, диалог общества и государства в сфере безопасности трудно переоценить. Далеко не все проблемы закона и законности можно решить через механизмы понуждения и принуждения, устрашения и силы. Бывают конфликтные ситуации, которые решаются, если хотите, и через «народную дипломатию».
Кстати, проводить здесь аналогии с советским периодом, по крайней мере, некорректно. Сегодня участие граждан в охране общественного порядка осуществляется исключительно на добровольной основе. И здесь уместен не скепсис и подозрительность. Есть все основания, чтобы доверять нашим гражданам и опираться на эту гражданскую инициативу. Народные дружины – это реальная добрая и созидательная сила, и создание для нее дополнительных правовых возможностей – необходимость».