Мурзабаева: Кадры остаются главной проблемой здравоохранения
Меры социальной поддержки медицинских работников должны внедряться повсеместно. Такое мнение высказала во вторник, 21 января, в комментарии ER.RU член комитета Госдумы по охране здоровья Салия Мурзабаева по итогам совещания у президента России Владимира Путина, на котором обсуждались актуальные вопросы развития системы здравоохранения.
Депутат отметила, что начиная с реализации национального проекта «Здоровье» и далее, уже в рамках модернизации здравоохранения, в эту сферу произведены «колоссальные финансовые вливания». Главная цель всех преобразований остается неизменной: повышение качества и доступности оказания медицинской помощи в стране.
По мнению Мурзабаевой, результаты этой стратегии видны – демографическая ситуация в стране улучшилась, «наметилась тенденция к снижению смертности населения и увеличению продолжительности жизни россиян». Однако проблемы в сфере здравоохранения остаются.
«Наиболее острая проблема, которая влияет на качество и доступность медицинской помощи сегодня – это кадровая проблема, проблема обеспеченности врачами и средним медицинским персоналом. А качество медицинской помощи, в первую очередь, зависит от наличия врачебных и медицинских кадров и квалификации врача. К сожалению, вопросы кадровой политики, вопросы, касающиеся обеспеченности медицинскими работниками начали подниматься только последние два года», - констатировала парламентарий.
По ее данным, действующая в России программа «Земский доктор» позволила дополнительно привлечь в города, села и рабочие поселки 8 тысяч врачей в 2012 году, до 6 тысяч врачей в 2013 году. Средства, запланированные на 2014 год, позволят привлечь еще 5,9 тысяч врачей. Однако этого недостаточно, учитывая общую цифру дефицита врачей и медицинских кадров – 40 тысяч человек. Программа действует на условиях софинансирования с субъектами Федерации. Однако даже те регионы, где дефицит медицинских кадров крайне велик, «не включились в программу в полном объеме», посетовала депутат.
«Не случайно Министерство здравоохранения РФ оставило в резерве 500 млн. рублей для того, чтобы территории со временем изыскали возможность подключиться к проекту. Поэтому одно из направлений работы партии «Единая Россия» – это работа с субъектами РФ, нашими губернаторами, чтобы они изыскивали возможность софинансирования», - добавила Мурзабаева.
Парламентарий уверена, что изыскать дополнительные средства на финансирование развития здравоохранения регионы способны. «Главное – правильно расставить приоритеты», - считает она, приведя в пример практику Татарстана, где решением главы республики ежегодно 200 врачей, прибывающих в регион, получают 500 тыс. рублей в плюс к федеральной дотации на первоначальный взнос для приобретения жилья. Уже работающие врачи – узкие специалисты получают надбавку к зарплате, также финансируемую из регионального бюджета.
«Конечно, не все субъекты имеют такой бюджет, но если это проблема – забота о здоровье населения и об оказании медицинской помощи, приоритеты должны быть на уровне субъекта расставлены. С другой стороны, мы подсчитали, сколько в среднем субъекты сегодня выделяют на программу «Земский доктор» - это 25 млн. рублей. При таком финансировании, чтобы решить все проблемы, субъект должен реализовывать программу 18 лет. Население столько ждать не будет. Поэтому меры социальной поддержки, создание условий для жизни и работы, я уже не говорю про обеспеченность детскими садами, про интернет, чтобы молодой специалист мог повышать квалификацию – все это комплекс мер, которые должны быть внедрены повсеместно», - уверена Мурзабаева.
По ее мнению, быстро завершить работу по совершенствованию региональных кадровых программ невозможно. Поэтому медработники вынуждены совмещать несколько ставок. При этом нехватка кадров – не единственная причина такой практики. Зачастую медработника на дополнительный заработок толкает невысокая зарплата.
В ряде регионов сегодня действуют центры здоровья, «которые должны ратовать за формирование идеологии здорового образа жизни и профилактики хронических заболеваний». Другой вопрос, что, по данным Счетной палаты, ряд субъектов Федерации попросту не учитывает уровень лечебного учреждения при обеспечении его медицинским оборудованием. Поэтому очень дорогое оборудование, которое так необходимо населению, простаивает – специалистов, которые способны работать на нем, нет.
«Поэтому рациональность использования затраченных на здравоохранение колоссальных средств и результаты ранней диагностики заболеваний, которые могут повлиять на показатели смертности населения и в целом на состояние здоровья населения – это тоже большой вопрос. Считаю, что должно пройти большое обсуждение с привлечением не только руководителей лечебных учреждений и региональных министерств, но и, в первую очередь, общественности, чтобы мы владели ситуацией, как эти средства потрачены», - отмутила Мурзабаева.
Есть и бюрократические вопросы, которые требуют скорейшего решения. Так, при принятии федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан» каждое региональное законодательное собрание должно было разработать нормы субъекта, касающиеся передачи полномочий от муниципального уровня государственному, прописать роль администраций района, администрации города по вопросам охраны здоровья населения. «Мы анализировали. В каких-то субъектах приняты просто шаблоны, скопирован федеральный закон. Не прописаны отдельные статьи. У главы района могут быть либо связаны руки – он не может ничего предпринять, либо не прописана его ответственность за ситуацию такого рода. Поэтому нарекания возникают из-за того, что законодательные собрания субъектов не подходят тщательно к разработке региональных законов», - заключила депутат.