Мурзабаева: Эффективность охраны здоровья определяется в регионах
«Оценивая итоги работы, динамику показателей здоровья населения России, мы видим ощутимые результаты. Это снижение общей смертности, увеличение продолжительности жизни россиян почти до 71 года (для женщин – 76,5, мужчин – 65,3 года), снижение до минимального уровня младенческой смертности - 7,4 на 1000 родившихся живыми», - отмечает член комитета Госдумы по охране здоровья Салия Мурзабаева.
По данным исследования, представленного Всероссийским центром общественного мнения в конце прошлого года, 44% опрошенных граждан положительно оценивали состояние российской системы здравоохранения в целом, 32% высказывались об улучшении ситуации. Вместе с тем, наиболее острой проблемой российского здравоохранения остается дефицит и дисбаланс медицинских кадров. Это подтверждают и результаты опроса, проведенного Центром в марте месяце: 37% граждан высказались о невозможности в последние полгода попасть на прием к врачу.
«В этих условиях решение проблемы дефицита и дисбаланса кадров было определено в числе приоритетных направлений в деятельности «Единой России», - отметила Мурзабаева. - Обсуждению региональных кадровых программ с обменом положительным опытом субъектов Федерации было посвящено 3 всероссийских селекторных совещания с участием Минздрава России, федерального Фонда ОМС».
По инициативе депутата вопрос содействия кадровому обеспечению отрасли был вынесен на заседание Президиума Генсовета партии «Единая Россия». Решением Президиума субъектам было предложено обсудить и проанализировать достаточность принимаемых мер, внести изменения в действующие кадровые программы. По словам депутата, данные, получаемые в ходе проводимого в рамках проекта мониторинга, обнадеживают. Во многих субъектах приняты региональные законодательные акты, устанавливающие дифференцированные меры социальной поддержки медицинских работников, активизировалась работа по совершенствованию системы оплаты труда с изменением подходов к формированию гарантированной части зарплаты согласно рекомендациям Минздрава России. Как результат - улучшение кадровой обеспеченности в ряде наиболее активных субъектов.
«Программа «Земский доктор» за весь период ее действия позволила привлечь дополнительно для работы на село более 15 тысяч молодых специалистов, что позволило увеличить обеспеченность врачами на селе с 13,1 на 10 тысяч сельского населения в 2011 году до 13,9 в 2014 году. Однако в 2014 году федеральные средства, предназначенные для реализации программы, были использованы только на 56% в связи с недостатком средств субъектов для софинансирования. Кроме того, многие субъекты приступили к реализации программы только в 3-4 квартале. Учитывая, что в 2015 году возраст для участия в программе увеличен до 45 лет, субъектам необходимо решить вопрос о выделении средств из региональных бюджетов в 1-2 квартале», - отметила парламентарий.
По данным Фонда ОМС федеральные средства по состоянию на 1 апреля уже направлены в Саратовскую, Челябинскую, Владимирскую, Тамбовскую, Липецкую, Архангельскую, Новгородскую, Псковскую, Омскую, Магаданскую области.
«Одним из эффективных механизмов решения кадровой проблемы и подготовки необходимых специалистов является целевой прием на обучение и целевая подготовка. По данным Минздрава РФ доля целевого набора в вузах Минздрава России при приеме на 1 курс выросла с 36% в 2011 году до более, чем 50% в 2014 году. При этом в ряде ВУЗов она значительно выше: Астраханская медакадемия - 77%, Санкт-Петербургская - 75%, Рязанский медуниверситет - 66%. Учитывая, что Минздрав России не устанавливает ограничений в доле целевого приема, опыт взаимодействия с федеральными ВУЗами следует активно перенимать всем субъектам, исходя из фактической потребности в специалистах», - отметила член думского комитета.
«Практические результаты государственной политики в сфере охраны здоровья формируются в регионах страны. Сегодня органам государственной власти и местного самоуправления субъектов РФ предоставлены большие полномочия. Насколько эффективно они реализуются зависит от комплексного подхода и взаимодействия всех уровней власти в принятии управленческих и организационных решений, учитывающих все территориальные особенности, а также соответствующего законодательного сопровождения на региональном уровне», - считает Мурзабаева.