Мониторинговая группа выявила нарушения в работе сетевиков в Мордовии
Имеющиеся нарушения в соблюдении законодательства со стороны крупных торговых сетей сводятся к реализации продукции местных товаропроизводителей по ценам ниже отпускных, несвоевременному принятию решений об ассортименте поставок, превышению штрафных санкций за несвоевременные поставки продукции. Это подчеркивают участники круглого стола, посвященного работе мониторинговой группы «Честная цена», который состоялся в Мордовии 3 марта.
Первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия республики Юрий Голов отметил, что основная цель Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» - это обеспечение местным производителям доступа к рынку сбыта. «Единая Россия» считает, что монополию, которую возвели торговые сети, необходимо разрушать, так как сегодня производители - представители малого и среднего бизнеса - находятся в неравном положении с крупными продавцами их продукции, подчеркнул он.
Заместитель министра торговли и предпринимательства, сопредседатель мониторинговой группы проекта «Честная цена» Валерий Семенчиков рассказал, что мониторинговые группы в регионе выяснили, что для повышения прибыли торговые сети включают в договоры с поставщиками значительные штрафные санкции для производителей сельхозпродукции. И минимальные штрафы - в отношении себя. "Это недопустимая мера", - подчеркнул он.
Особо остро звучал вопрос о возврате скоропортящейся продукции сетевиками. Много нареканий по этому поводу прозвучало от руководителей ведущих хлебокомбинатов республики. В ходе обсуждений участники «круглого стола» приняли решение обратиться к депутатам Госдумы с целью, чтобы на законодательном уровне был урегулирован в меньшую сторону процент возврата скоропортящейся продукции. Таким образом, магазины начнут корректировать свои заявки поставщикам.
В ходе круглого стола подчеркивалось, что законодательство требует снижения вознаграждения торговым сетям за продвижение товара с 10 до 5% от его закупочной стоимости. Этот сбор сейчас называют принудительным налогом на производителя. По инициативе «Единой России» не только был снижен размер сбора, но и законодательно установлен запрет на любое навязывание поставщику дополнительно оплачиваемых услуг. Таким образом, в эти 5% уже включены и плата за продвижение товаров, логистические услуги, услуги по подготовке, обработке, раскладке, упаковке товаров.
Вводится обязанность торговых сетей размещать на своих Интернет-сайтах информацию об условиях отбора поставщиков и о существенных условиях такого договора (ранее такая информация предоставлялась поставщику по его запросу, что приводило к установлению различных условий для поставщиков). Эти изменения востребованы сами по себе, так как создаются условия для формирования прозрачной, честной цены на продукцию наших производителей. Производитель сможет направить деньги, которые он раньше платил сетям, на развитие производства. От создания комфортных условий товаропроизводителям по реализации своей продукции будет зависеть успех развития производства и отдельных сегментов экономики.
В ходе дискуссии прозвучали предложения о сокращении доли присутствия на рынке регионов крупных сетевиков. И хотя их доля не превышает 25%, они уже начали вытеснять местных производителей, так как те не в силах с ними конкурировать. Кроме того, республиканские производители испытывают сложности выхода на внешние рынки. Поэтому особенно остро стоит вопрос доработки механизма государственного регулирования отношений между производителями и продавцами.