Медведев провел рабочую встречу с партактивом Ярославской области
Рабочая встреча председателя «Единой России» Дмитрия Медведева с активом Ярославского регионального отделения Партии состоялась в Москве в пятницу, 12 апреля. Открывая встреча, Медведев, в частности, сказал:
«Здравствуйте, коллеги! Добрый день! Возникла идея встретиться, поговорить, причём неформально, поэтому мы специально сидим именно так, а не за столом, как это принято на всяких совещаниях. Хочу поговорить о том, как обстоят дела у вас в Ярославской области, как чувствует себя партия в преддверии разных важных политических событий. Сначала несколько комплиментов по долгу хозяина – это правильно для начала разговора.
Конечно, Ярославская область – крупный, по нашим российским меркам, и динамично развивающийся регион, причём по целому ряду показателей он занимает неплохие позиции: по промышленному производству, по моим данным, это 14-е место в стране, по приросту сельхозпродукции даже 10-е, что для меня было, откровенно говоря, приятным сообщением.
Есть и проблемы. Хотя уровень безработицы неплохой – ниже, чем в среднем по целому ряду регионов. Поэтому «Единой России» нужно все эти достижения не только сохранить, но и приумножить, а для этого нужна убедительная победа во время выборов, которые состоятся в сентябре, в Ярославскую областную думу. Как это сделать, я и предлагаю обсудить с учётом того, что есть свои сложности и в политическом раскладе, который сегодня сформировался у вас, есть и, естественно, проблемы социально-экономического порядка, которые партия должна отслеживать и по которым у партии должна быть внятная позиция. И есть, наконец, конкуренция.
В настоящий момент у вас образовано 42 отделения различных партий. Слава богу, что основную позицию всё-таки имеет «Единая Россия», остальные не могут тягаться с «Единой Россией» ни по численности, ни по авторитету, но это не значит, что всё абсолютно просто и хорошо. Надо быть готовыми к серьёзной конкуренции, тем более что мы взяли курс на то, чтобы политическая конкуренция действительно была чертой современной политической системы в нашей стране.
Для того чтобы побеждать, нужно быть в постоянном контакте с людьми – я об этом не устаю говорить во время моих встреч с коллегами из других регионов. Живой контакт не заменит ничего. Как мы с вами сейчас общаемся, смотрим друг другу в глаза, можем спросить что угодно, и возникает определённое представление о том, как обстоят дела. Точно так же этого хотят наши люди. Я думаю, что вы все как актив партии, как руководители местного, муниципального уровня это отлично понимаете. Даже самые современные формы коммуникаций, те же самые социальные сети при всей их важности прямого общения никогда заменить не могут. На это я хотел бы сразу обратить внимание всех присутствующих, а всё остальное я предлагаю обсудить во время нашей встречи. Прошу брать слово, не стесняться: если есть что сказать, говорите, если есть какие-то вопросы, задавайте их. На этом я, наверное, ограничусь и передам слово вам, потому что в этом смысл этой встречи. Пожалуйста, коллеги/
Сергей Иванович (обращаясь к С.Неверову)...
С.Неверов (секретарь Генерального совета партии «Единая Россия», заместитель Председателя Государственной Думы): Спасибо большое, что нашли возможность сегодня повстречаться. Вы правильно заметили, что здесь сегодня люди, которые находятся на передовой, те, кто находится в прямой коммуникации непосредственно с людьми. И как раз те проблемы, которые сегодня есть, – проблемы дорог, здравоохранения, всё, что сегодня у нас на уровне муниципальном существует, – как раз решаются непосредственно теми, кто здесь присутствует. У нас здесь никакой нет ни очерёдности, ни какого-то порядка выступлений, свободной обмен, мы так и договорились…
Д.Медведев: Да, именно в свободном режиме. Пожалуйста, коллеги.
И.Осипов (председатель Ярославской областной думы, временно исполняющий обязанности секретаря Ярославского регионального отделения партии «Единая Россия»): Я хотел коротко для начала проинформировать, где мы сейчас находимся.
Д.Медведев: И где мы?
И.Осипов: При всём том, что Вы совершенно справедливо заметили, что достаточно высокий уровень развития и промышленного производства, и сельскохозяйственного… Партия на самом деле не дремала с точки зрения реализации: партийными программами мы их называем или федеральными целевыми, областными целевыми программами… Тем не менее в 2011 году невозможно сказать, что это было успешным опытом выступления на выборах, а на дальнейших выборах мэра партия тоже не лучшим образом себя проявила, – и оценки кадровые Вы давали в своё время…
Д.Медведев: Было дело. Но если уж вы сейчас об этом заговорили, я не могу не откликнуться пока не ушла тема: это урок и для партии, и для областной организации.
И потом, давайте так, по-честному совсем: кто бы ни стоял во главе партийной организации, во главе региона, нужно принимать здравомыслящие и реальные решения. Если может Иван Иванович победить, его и надо двигать, а не Петра Петровича, даже при том, что Пётр Петрович нравится всем региональным руководителям. Но если у него нет шансов победить, зачем на него ставить? Это, так сказать, в режиме прямого отклика на то, что вы говорите.
И.Осипов: Абсолютно согласен. И на самом деле мы в регионе у себя эту работу над ошибками начали ещё год назад. Эта работа над ошибками называется «обновление», и его мы воспринимаем не формально, не в виде очередного лозунга, а пропуская через себя. Не знаю, может быть, Вы активно следите в интернете, то есть наверняка видели, как была построена наша кампания в муниципалитет города Ярославля. Она шла под лозунгом «Дело в людях!». Потому что главное достояние партии на самом деле… Мы можем в чём угодно конкурировать, но в потенциале человеческом мы действительно впереди других партий абсолютно. У нас многие из этих людей, которые здесь сидят, личностным рейтингом обладают 60–70% на своих территориях. При этом партия не всегда такие цифры добирает. Проанализировав эту ситуацию, мы пришли к выводу, что «Дело в людях» – это не просто дело вот в этих людях, это двойной смысл, то есть и сама политика партии должна всё-таки быть ориентирована на человека. Мы в конце каждого своего действия, в конце каждого закона, в конце каждой программы должны понимать, что там стоит человек и что для него конкретно улучшается. Сейчас улучшение качества жизни жителей Ярославской области легло в основу стратегической программы губернатора. Мы на тактическом уровне её обсуждаем достаточно живо, и широко, и публично, что тоже на самом деле никогда не было характерно для нас.
Второй момент, которого Вы коснулись, – что всё-таки успехи в области есть. Но кто эти дела делает? Как их доносят? И все ли мы дела делаем, доводим до конца? Потому что зачастую какие-то наши обещания, какие-то наши программы рождают ложные ожидания того, что это случится завтра. И опять же у себя на месте, проанализировав те программы, которые у партии есть, мы выбрали то, что мы можем потянуть, где бы нам хотелось добиться результата не просто быстро, максимально быстро. Ничего не рождается там так просто. И эти программы как раз сегодня я бы тоже предложил обсудить – где мы можем успеть, не торопясь… Не в смысле успеть – когда нужна излишняя поспешность, а именно выполнить те ожидания, взять обязательства на себя и добиться результата в максимально короткие сроки. Я, наверное, для секретаря достаточно уже наговорил...
Д.Медведев: Для секретаря ещё нет, а так достаточно.
И.Осипов: Да, спасибо.
Д.Медведев: Спасибо, Илья Владимирович. Я уже просто в режиме ремарки – на то, что вы говорите. Всегда есть соблазн залакировать ситуацию, когда особенно с людьми разговариваешь. Мой опыт, я уверен, и ваш опыт, опыт всех присутствующих подсказывает совершенно другое: лучше говорить правду, даже если ты понимаешь, что, например, в ближайший год что-то не получится. Надо честно людям сказать: вы знаете, мы работаем, но так быстро не получится. А иначе будет вранье, естественно, это всё запомнят. И потом, сейчас же все грамотные, что называется, все, даже разговаривая, свои мобильные телефоны включают, записывают, а потом скажут: «Ну вот, смотрите! Он сказки рассказывал, а ничего не вышло». Помните известную историю о том, как обещали лечь на рельсы, если чего-то не произойдёт? Это же осталось в памяти исторической. Поэтому любой политик и федерального уровня, и регионального, и муниципального уровня всегда должен говорить правду, даже если это не самая приятная правда.
Но вы правы и в другом. Всё, что мы делаем, в конечном счёте люди должны иметь возможность пощупать, и это всегда было нашим козырем. Когда говорим, что «Единая Россия» – это партия реальных дел, мы не занимаемся политиканством, мы говорим, что к такому-то периоду мы постараемся это воплотить в результат. Потом этот результат нужно правильно предъявлять, потому что всё-таки очень важно для любой политической силы, чтобы люди понимали, что эти булки не на деревьях выросли и не с неба прилетели, это результат тех решений, которые вы принимаете, и связывали бы улучшение жизни именно с деятельностью партии, а не с какими-то абстрактными процессами, которые идут в стране или с деятельностью верхних начальников, при всём уважении к ним, – а именно с деятельностью вашей партийной организации. Ладно, пожалуйста, кто расскажет про программы и не только?
Ю.Ласточкин (глава городского округа города Рыбинска, член президиума регионального политического совета партии «Единая Россия»): Ласточкин Юрий Васильевич, глава города Рыбинска. Это второй город в Ярославской области.
Д.Медведев: Мы знаем Рыбинск-то. Мы даже помним, что он был Андропов одно время.
Ю.Ласточкин: Какой вопрос: Вы очень много уделяли внимания энергоэффективности и образованию. Вопрос в том, что сегодня у нас примерно 25% затрат на образование – это оплата энергии в том или ином виде. У нас есть некий опыт: мы провели капитальную реконструкцию школ, потратились один раз и очень серьёзно сэкономили затраты на содержание.
Д.Медведев: А что вы сделали, Юрий Васильевич?
Ю.Ласточкин: 500 мм на крышу, 150 трёхслойных на стену, энергоузлы, утепление фундамента, утепление входных групп, и интегральное утепление (здесь у меня есть презентация)… Мы получили по учёту (учёт был и там, и там) минус 40%...
Д.Медведев: Хороший результат.
Ю.Ласточкин: Хотя был не самый экстремальный способ утепления.
Дальше мы изучили результат тех стран, которые от Советского Союза попали, например, в Евросоюз, – Эстония. Они взяли стандарты ЕС и утеплили намного жёстче.
И вопрос: любые муниципалитеты, поселения тратят гигантские средства на оплату энергонеэффективных зданий. Если ввести федеральные стандарты для социальных зданий – дворцы культуры, спорта, школы, детские сады – и один раз в течение трёх-четырёх лет это всё сделать, как сделала, например, Германия (Восточная Германия), то эффект может быть в масштабах России как северной страны фантастический, колоссальный. Но нужны стандарты и очень жёсткие сроки, иначе все эти прекрасные мысли об энергоэффективности останутся в рамках факультатива. То есть о введении стандартов мой вопрос. И второе – финансирование, источники финансирования быстрого утепления. Потому что мы смотрим: в Эстонии утеплены детские сады советские…
Д.Медведев: А вы где деньги нашли на это?
Ю.Ласточкин: Мы сегодня на 10% школ нашли свои деньги. Увеличили дополнительные продажи имущества муниципалитета, решили продавать и вложиться. Сейчас ждём, когда заработает областная программа, – может быть, там что-то. Но деньги очень серьёзные, чтобы понять, о чём идёт речь, например: у нас 700 тыс. кв. м социальных зданий в городе, естественно, по стране это миллионы и миллионы метров.
Поэтому мой вопрос – введение стандартов и одновременно решение вопроса источников финансирования этого процесса.
Д.Медведев: Понятно.
Во-первых, молодцы, что это сделали в любом случае. Кстати, цифра, которую вы назвали, 40%, абсолютно совпадает с цифрой, которую я когда-то подписывал, когда выпускал президентский указ по энергоэффективности в масштабах страны. У нас эта целевая задача до сих пор стоит, она не достигнута пока, но она стоит, – до 2020 года снизить общую энергоёмкость экономики на 40% по всем позициям совокупно или интегрально, но это макропараметры. Что касается конкретной ситуации, то вы правильно говорите, она зависит от усилий, которые люди предпринимают, руководители предпринимают в конкретном населённом пункте.
По техническому регулированию вообще-то кое-что уже сделано, но в принципе я согласен, что можно задать эту планку практически во всех стандартах, во всех СНиПах, которые сейчас перерабатываются в нормы технического регулирования, в технические регламенты. Единственное, у меня есть, конечно, некоторые опасения по поводу того, чтобы заявить, что это нужно сделать в ближайшие два-три года, потому что вы (я специально спросил) нашли деньги и правильно сделали, часть доходов от приватизации, ещё что-то пустили на это, а кто-то не найдёт. Из федерального бюджета на это деньги искать очень сложно, скажем откровенно, поэтому всё-таки основной упор должен быть сделан на региональные деньги и муниципальные деньги.
Но по поводу технического регулирования я услышал. Я уточню, что ещё можно сделать в смысле того, чтобы соответствующий норматив погрузить в действующие технические регламенты. А опыт этот хороший, и, вы знаете, он, конечно, не только у вас есть. Очевидно, что (я как-то занимался одним проектом) как только, например, новые рамы ставишь (казалось бы, вроде рамы и рамы) энергоёмкость совершенно другая становится, совершенно другой уровень в отношении конкретного здания. Просто совсем по-другому всё становится. Я даже, честно говоря, не ожидал, что настолько меняется ситуация.
Реплика: Дмитрий Анатольевич, самое главное, что люди это заметили, ведь это довоенные постройки, и настроение у людей, у детей уже другое. С Вашей помощью, я думаю, мы сможем решить реальную задачу, которая будет понятна всем и каждому родителю, так как они за ручку своих детей водят в детский сад и в начальную школу. Вот здесь я бы просил поддержки, свою часть пути мы пройдём, а если Вы нам поможете, будет очень здорово.
Д.Медведев: Вы знаете, мне кажется, что можно попробовать на этой базе создать или региональную программу (по линии партии я имею в виду), или даже, может быть, на уровне всей страны создать. Так что, Сергей Иванович, вы подумайте, может, это действительно сделать в качестве одной из программ партийных. И действительно – это вот как раз то, о чём я говорил, то, что можно сразу потрогать руками, ну или ощутить, когда ты заходишь в помещение. Я почему об этом сказал? У меня тоже такой опыт есть, я просто занимался одной школой специально. Школа тоже достаточно старая, ей там 45–50 лет, она не деревянная, правда, из панелей, но там такие щели были, и когда там немного привели в порядок и поставили рамы, всё моментально изменилось.
Реплика: Та же самая тема по детским садам, мы это тоже делаем. Опять же прямой выход на людей, и они всё это дело ощущают, понимают и поддерживают.
Д.Медведев: Но только вы не стесняйтесь об этом рассказывать.
Реплика: А мы не стесняемся. Мы Вам презентацию привезли …
Д.Медведев: Да мне-то ладно, вы людям об этом рассказывайте.
Реплика: Людям рассказываем. Люди восприняли и хотят, чтобы этих примеров было больше.
А.Малютин: Дмитрий Анатольевич, Малютин Алексей, председатель муниципалитета города Ярославля. Как раз затронули вопрос по детским дошкольным учреждениям. Проблема стоит не только у нас в области, но стоит, наверное, во всей стране, Вы неоднократно об этом говорили. Но что хочу сказать про город Ярославль: у нас более 5 тыс. детей от полутора лет не обеспечено местами в дошкольных учреждениях. Может, поэтому и безработицы у нас почти нет, все родители дома с детьми сидят, а так бы все на биржу пошли …
Д.Медведев: Может быть.
А.Малютин: Видимо, мы что-то не достраиваем, но если быть объективным, то ресурсы Ярославля по постройке детских садов на сегодняшний день практически исчерпаны. В конце этого года мы детский сад построили, наверное, и в этом году ещё один построим. Планы – 7-8 детских садов к 2014, 2015 году – не обеспечены ни нашими деньгами, ни, к сожалению, областными. Мы сделали, как мы считаем, уже и так много. Где смогли – реконструировали, несколько детских садов забрали, когда они использовались уже не по целевому назначению. То есть мы уже, скажем так, на грани тех возможностей, которые есть. Поэтому без помощи федерального бюджета нам здесь не обойтись. Я считаю, что это как раз те реальные шаги, на которые Федерация может пойти и несколько миллиардов рублей выделить Ярославской области. Я понимаю, что, наверное, другие возмутятся, которые приедут к Вам через неделю…
Д.Медведев: Конечно, возмутятся.
А.Малютин: Но раз уж мы приехали разговаривать, я бы хотел, чтобы Вы обратили на эту проблему очень серьёзное внимание, потому что за чередой этого у нас и остальное, к чему мы призываем, рушится – в частности, по увеличению количества детей. Мы декларируем, что у нас пособия на рождение каждого второго ребёнка. Вот у меня четверо детей, но я получил только один раз – ни за третьего, ни за четвёртого мне не дали…
Д.Медведев: Вы имеете в виду пособие или материнский капитал?
А.Малютин: Материнский капитал. Извините, Дмитрий Анатольевич.
Д.Медведев: Просто нужно внимательно слушать. Материнский капитал изначально был запланирован как капитал, который даётся при рождении второго ребёнка, один раз.
А.Малютин: Ну тогда возвращаясь к детским садам… Дмитрий Анатольевич, здесь без помощи Федерации не обойтись. У нас стоят в очереди 1,5 тыс. семей, а выделяем денег не более чем на 200 семей в год, причём областной и городской бюджет. При этом доля федерального бюджета в данном случае минимальна. Хотелось бы, чтобы Вы обратили внимание на пересмотр доли по выделению данных средств. Спасибо.
Д.Медведев: Спасибо, Алексей Геннадьевич. Во-первых, по поводу детских садов. Мы понимаем, что денег именно в этой ситуации у регионов и муниципалитетов на создание новой сети детских дошкольных учреждений не хватит. И дело не только в том, чтобы отправить миллиард или ещё какую-то сумму денег в Ярославскую область, а в том, чтобы эту задачу помочь решить в масштабах страны, потому что у нас такая же проблема и в других регионах. У всех, ну не у всех, конечно, у нас там, может быть, десятка полтора регионов, у которых вообще нет очередей в детские сады... Это правда, на удивление такие регионы есть, хотя это ситуация временная, но тем не менее такие регионы есть. Но в подавляющем большинстве регионов всё-таки очереди измеряются цифрами в десятки тысяч семей. Поэтому резюме: за счёт региональных и муниципальных денег, мы понимаем, эту проблему не решить. И мы сейчас готовим как раз предложения (они, конечно, непростые, не скрою) о том, чтобы постараться дофинансировать все регионы, которые в этом нуждаются, для того чтобы выполнить ту задачу, которую мы перед собой поставили, а именно хотя бы к 2015 году обеспечить все регионы нашей страны детскими дошкольными учреждениями, чтобы очередь для семей с детьми в возрасте от трёх до семи лет полностью ликвидировать. На это нужно много денег, мы прикинули – больше 300 млрд рублей по стране. Но придётся на это всё-таки, видимо, идти, и не за один год, но за несколько лет всё это сделать. И, конечно, своя часть денег, своя толика придёт и в Ярославскую область. Так что это мы понимаем, и на это будут федеральные деньги.
А про материнский капитал я всё сказал. Я сегодня, кстати, проводил коллегию в Министерстве труда и социальной защиты. Нам просто нужно подумать, что делать с материнским капиталом после 2016 года, потому что этот инструмент всё-таки хорошо сработал. И абсолютное большинство семей тратят эти деньги именно на жильё, 95% женщин не думают о будущем, о пенсии, то есть просто давайте заниматься жильём. За счёт этого у нас, кстати, и неплохие успехи всё-таки в демографии за последние годы в том числе».