Медведев: Наказание за пьяную езду - это не увеличение штрафов, а изменение подходов к ответственности
Состояние алкогольного опьянения должно стать условием, отягчающим уголовную и административную ответственность водителей. Об этом заявил председатель правительства России Дмитрий Медведев на совещании по безопасности дорожного движения, в пятницу, 5 октября.
«Я ничего не предрешаю, давайте подумаем о такой конструкции, при которой опьянение будет реальным условием, отягчающим ответственность, как административную, так и уголовную, то есть сам факт алкогольного опьянения автоматически должен создавать неблагоприятные последствия для нарушителя», - цитирует РИА Новости заявление премьера.
Формально, как отметил Медведев, водители, садясь за руль в нетрезвом состоянии и попадающие в аварию, не имеют умысла причинять вред. «Да, наверное, не планируют с правовой точки зрения причинять кому-то вред, у него нет умысла на совершение убийства, но у него умысел есть на другое - управление транспортом в состоянии алкогольного опьянения», - сказал глава кабинета министров.
В этой связи, по словам премьера, возникают вопросы, какое наказание должен нести водитель. Медведев предложил рассмотреть все предлагаемые варианты изменения законодательства – «от максимально жестких и строгих до достаточно спокойных».
«Нужно определиться, какую позицию мы, в конечном счете, консолидировано, но должны поддержать, - отметил председатель правительства. - В любом случае речь должны идти об изменении подходов к ответственности, а не просто об увеличении штрафов».
Глава кабинета министров напомнил, что на сегодняшний день сегодня за вождение в состоянии алкогольного опьянения предусмотрен штраф до 5 тыс рублей. «А те, кто пьет за рулем, изначально готовы его заплатить», - сказал Медведев.
Со своей стороны член Президиума Генсовета «Единой России», председатель Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая в ходе совещания заявила, что штрафы за вождение в состоянии опьянения могут вырасти до 50 тыс рублей и стать дифференцированными.
«Наверное, имеет смысл дифференцировать - нижний предел санкций 500 рублей, а верхний предел - 50 тыс рублей», - сказала она.
«Именно за это правонарушение или за совокупность разных нарушений?», - уточнил Медведев.
«Вообще, предложение по скоростному режиму, по выезду на встречную полосу - также установись дифференцированную ответственность, а по состоянию алкогольного опьянения - вообще установить прогрессивную шкалу», - отметила Яровая.
Кроме того, парламентарий озвучила коллегиальное предложение, предусматривающее увеличение наказания за ДТП в состоянии опьянения с двумя и более погибшими до 15 лет. «Первое, нужно установить нижний порог ответственности, мы предлагаем от 5 лет, - сказала Яровая. - Предлагаем рассмотреть вопрос диапазона ответственности от 5 до 15 лет по составу об умышленном управлении транспортным средством в состоянии опьянения, повлекшим гибель двух и более лиц».
В ходе встречи премьер также обратил внимание, что рост количества аварий со смертельным исходом в большинстве случаев связан именно с пьянством.
«За последний период - 1,5 года, может быть, количество аварий... сокращается, но стало больше аварий со смертельным исходом, с массовой гибелью людей, в том числе пешеходов, и причиной этого оказываются зачастую не условия дорожного движения, организация дорожного движения, не претензии в адрес наших дорожных служб или органов ГИБДД, а пьянство, и тут уже невозможно просто пальцем показать в сторону государства и сказать, что во всем виноваты те или иные государственные структуры», - рассказал премьер.
Речь, по словам Медведева, идет о «человеческой проблеме». Он привел данные, согласно которым в 1,5 раза увеличилось количество ДТП с участием тех, кто уже ранее был лишен водительских прав.
«Эта цифра - повод задуматься. За этот год на треть выросло количество водителей, которые после происшествия отказываются от медицинского освидетельствования. То есть, мы понимаем: они находятся в известном состоянии и не хотят проходить освидетельствование», - сказал глава кабинета министров.
В этой связи он предложил дополнить законодательство нормой, которая обяжет водителей проходить медицинское освидетельствование не реже одного раза в пять лет, сообщает «Интерфакс». «Правительство в августе внесло в Госдуму законопроект, который содержит поправки в закон о безопасности дорожного движения. Я думаю, что их придется дополнить поправками, которые должны появиться в результате работы, которая уже ведется в Госдуме, и нашего сегодняшнего совещания», - пояснил Медведев.
«Речь идет, в частности, о медицинском обязательном освидетельствовании водителей не реже одного раза в пять лет. Это, наверное, тоже правильно хотя бы для общего контроля над ситуацией», - добавил он.
Медведев также констатировал, что ежегодно около 30 тыс человек погибают в результат ДТП. «Цифра страшная», - подчеркнул премьер. По его словам, ранее принятых решений по безопасности дорожного движения уже недостаточно. «То, что мы снова к этой проблеме возвращаемся, это связано не только с трагическими событиями, которые потрясли всю страну за последние две недели и с московскими, и с немосковскими. Это свидетельство того, что у нас с вопросом безопасности на дорогах все крайне неблагополучно», - сказал премьер.
Напомним, что 22 сентября в Москве произошло крупное ДТП. На Минской улице пьяный водитель сентября не справился с управлением и въехал в автобусную остановку, в результате погибли семь человек. Среди них пятеро воспитанников детского дома-интерната 7, воспитательница с супругом. Ожидается, что Госдума уже 16 октября рассмотрит в первом чтении поправки, ужесточающие наказание для пьяных водителей. Эту инициативу поддержал Медведев.
В ходе совещания глава правительства также поручил Минтрансу подготовить дополнительные правила, которые регламентируют вопросы, связанные с автомобильными перевозками детей, а Минобрнауки - программы по подготовке преподавателей автошкол и инструкторов по вождению, сообщает ИТАР-ТАСС.
Отметим, что участие в совещании приняли первый вице-премьер правительства Игорь Шувалов, министр юстиции Александр Коновалов, министр транспорта Максим Соколов, глава МЧС Владимир Пучков, заместитель министра внутренних дел Виктор Кирьянов, а также представители других профильных ведомств и главы регионов.