Медведев: Мы фактически создаем новую модель экономического роста
Глава правительства РФ Дмитрий Медведев в среду, 13 января выступил на Гайдаровском форуме. В частности, он высказал мнение о необходимости создания новой модели экономического роста страны.
"Сейчас мы фактически создаем новую модель экономического роста. У нас есть регионы, которые могут жить и без доходов от экспорта энергоресурсов. Они вовремя и эффективно вложились в модернизацию производственных мощностей, нашли инвесторов, построили новые заводы, нарастили производство продукции с более высоким уровнем добавленной стоимости, и это пример, к которому мы должны стремиться в масштабах всей страны", - цитирует Медведева "Интерфакс".
По словам премьер-министра, "проблема в том, что остановка падения валового внутреннего продукта не означает автоматического перехода к росту, вместо этого может начаться длительный период колебаний в районе нулевых отметок, который и динамикой назвать невозможно".
"Как показывает мировой опыт, экономическая депрессия может длиться десятилетиями, и выходить из такого ненормального состояния не менее трудно, чем из острой фазы кризиса", - подчеркнул премьер-министр.
Говоря о текущей кризисной ситуации, Медведев отметил, что самые болезненные последствия экономических трудностей в прошедшем году - это падение доходов среднего класса.
"На новом мировом фоне обострились наши собственные структурные проблемы - очевиден дефицит источников экономического роста и экспортных доходов, помимо сырьевого сектора", - сказал Медведев.
"Резонанс трудностей этого года (2015) привел к сокращению объемов производства, снижению деловой и инвестиционной активности, но самое главное и самое серьезное - к падению доходов людей. Многие стали беднее, пострадал средний класс. И это, пожалуй, самые болезненные последствия экономических ударов прошлого года", - заявил глава правительства РФ.
По его словам, в последние 15 лет Россия добилась серьезных успехов в борьбе с бедностью, что было "нашей осознанной политикой - работать в первую очередь на социальную сферу, на рост благосостояния и иногда даже в ущерб структурным преобразованиям, которые никогда и нигде не проходят безболезненно для людей".
Медведев подчеркнул, что Россия в прежние годы на сверхдоходы от нефтяного сектора повышала зарплаты и пенсии, строила больницы и детские сады.
"Мы, конечно, проводили модернизацию, но не теми темпами, которыми могли бы, если бы у нас не было таких социальных расходов. На протяжении всего предшествующего периода доходы людей увеличивались быстрее, чем рост экономики. Если хотите: рост благосостояния обгонял модернизацию. И в итоге с начала 2000-х годов мы сократили масштабы бедности вдвое", - подчеркнул премьер.
"Сегодня все стало труднее, особенно серьезно кризис ударил по социально уязвимым гражданам, по тем, кто может надеяться только на помощь государства", - сказал премьер.
Также глава правительства подчеркнул, что жизненной необходимостью сегодня является расширение экономических свобод в России.
«Маргарет Тэтчер когда-то сказала, что без экономической свободы никакой другой свободы быть не может. Расширение экономических свобод России - это не дань времени, это жизненная необходимость для нашей страны, для ее развития. Но свободы - это, конечно, еще и ответственность», - сказал Медведев.
«Какие бы трудности не испытывала российская экономика, у нас есть резервы, желание и воля, чтобы с ними справиться. Нам всегда удавалось преодолевать самые сложные, казалось бы, безнадежные ситуации и выходить из них победителями. Так будет и сейчас», - заявил он.
По его словам, ряд базовых принципов в глобальной экономике и ее ключевых институтов были нарушены и «нам еще предстоит понять, было ли это временным сбоем системы или пора формулировать новые законы сосуществования».
Глава правительства также заявил о продолжении отраслевых планов импортозамещения в 2016 году.
«Мы продолжим реализацию отраслевых планов импортозамещения и в этом году, в частности, через фонд развития промышленности - будет проведена его докапитализация еще на 20 млрд рублей», - сообщил глава кабинета министров.
По оценке Медведева, «главный итог прошлого года в том, что наша экономика выдерживает отсутствие прежнего мощного притока нефтегазовой ренты». «Важным свидетельством стал, хотя и небольшой, сдвиг в структуре федерального бюджета в сторону преобладания доходов, не связанных прямо с нефтегазовым сектором», - отметил премьер.