Федеральный сайт
Регион не найден
Версия для слабовидящих

Медведев: «Единая Россия» должна быть партией и предпринимателей, и бюджетников

21 декабря 2012, 14:28
Председатель Партии провел встречу с представителями бизнес-сообщества

Председатель партии «Единая Россия» Дмитрий Медведев в пятницу, 21 декабря, провел встречу с предпринимателями. ER.RU представляет стенограмму встречи:

Д.Медведев: Всем привет! С наступающими праздниками! Я хотел с вами поговорить, уважаемые коллеги, как с предпринимателями, которые сочувствуют линии «Единой России». Кто-то из вас и в партии состоит, а кто-то, может, и не вполне сочувствует, но - поговорить о том, как у нас дела. Потому что мы довольно много внимания на партийном уровне уделяем самочувствию бюджетников, тех, кто служит в Вооружённых силах, наших аграриев, других категорий людей труда. Но на самом деле это не означает, что «Единая Россия» – это партия, которая почему-то должна противопоставлять себя предпринимательству. Я исходил и исхожу из того, что «Единая Россия» – это такая же партия предпринимателей, как и партия других людей. И в этом плане, я считаю, нам было бы правильно поговорить о том, что можно было бы сделать в рамках партийных проектов и работы Правительства, для того чтобы улучшить деловой климат, создать необходимые условия для развития среднего и малого бизнеса, чем мы и занимаемся, работаем давно, не всегда успешно, но что-то, наверное, получается у нас.

Кстати, у «Единой России» есть и партийные проекты, которые направлены на развитие малого и среднего бизнеса. Есть проекты, которые касаются народного контроля, касаются фермерства, касаются российского леса. Есть такой отраслевой проект «Урал промышленный – Урал полярный». Он очень большой, но весьма такой амбициозный. Есть задумки по другим проектам, включая региональные. А с учётом того, что улучшение делового климата – это общенациональная задача, я считаю, что нам давно пора совместить такой разговор на партийную тематику с разговором об улучшении делового климата. Это абсолютно нормально. Я скажу прямо, я бы не хотел отдавать эту проблематику другим партиям, потому что у нас традиционно так получается, что защитниками предпринимательства выступают правые силы. У них что, эксклюзив какой-то на эту тему? Они вообще что для предпринимателей сделали? Не хочу в полемику вступать раньше времени, но скажу одну вещь, одно наблюдение, которое у меня ещё осталось со времён, когда я работал в Администрации Президента. У нас тогда были разные силы в парламенте и «Правое дело» было тоже. Я хорошо отношусь ко многим людям, которые там работали и работают, - что называется, без комментариев. Но, что интересно, когда нужно было принимать законы в защиту предпринимательства, самые специфические позиции, солидаризируясь, например, с коммунистами, занимали правые. И почему? Потому что они делали это назло курсу той же самой «Единой России». Но так не должно быть. Если ты защитник бизнес-сословия, если ты радеешь за развитие предпринимательского класса в нашей стране, ты должен подниматься над своими партийными предпочтениями и голосовать за тех, чьи интересы ты представляешь. Согласитесь, это нормально. Я это к тому, что «Единая Россия», ещё раз повторю, должна быть такой же партией предпринимателей, как и партией бюджетников, тех, кто работает по договорам социального найма, тех, кто служит на различных видах государственной службы. В этом цель, ну а как это сделать и что нам нужно сделать, в том числе по самым разным направлениям, вы, наверное, сегодня мне и расскажете. Вот это вступительные слова, которые, я думаю, вполне достаточны, для того чтобы нам начать общение.

У нас тут есть некое количество презентаций, как мне объяснили, поэтому давайте так поступим: сначала наших товарищей послушаем, которые с презентациями выступят, а потом уже просто в режиме вольного общения позадаём друг другу вопросы. Лады? Хорошо, тогда, Владимир Георгиевич (обращаясь к В.Дымову – председателю совета директоров ООО «Дымовское колбасное производство»), начинайте!

В.Дымов: Спасибо большое.

В двух словах, если коллеги позволят, я позволю себе рассказать суть Doing Business в России. Я думаю, что эти показатели, эти рейтинги позволят, может быть, даже и политикам увидеть узкие места и определить для себя лучшие практики, которые позволят предпринять какие-то шаги.

Здесь видно, что место России в общем рейтинге… Как оно изменялось с 2006 года к сегодняшнему 2012 году, и ожидаемая к 2013 году позиция – 112-я. Цель, напомню… К 2015 году 50-я позиция, к 2020 году – 20-я позиция.

Дальше мы увидим, из чего состоят эти рейтинги, чуть позже я раскрою их, некоторые из них. Они состоят из получения разрешений на строительство, из подключения к системе электроснабжения, налогообложения, кредитования, защиты инвесторов, международной торговли, обеспечение исполнения контрактов, разрешение проблем неплатёжеспособности, регистрации предприятий, собственности.

Как вы видите, зелёным отмечено изменение места в рейтинге. Допустим, очень хорошо видно, что в сфере налогообложения Россия сразу же сделала существенный рывок вверх. Чуть дальше я позволю себе остановиться на трёх параметрах, которые, на мой взгляд, являются очень важными, но именно в разрезе создания рабочих мест, и позволю себе даже дать какие-то рекомендации, которые могут быть использованы, допустим, партийными лидерами, для того чтобы сделать существенный рывок. Можно следующий слайд? Я взял три пункта: получение разрешения на строительство, подключение к системе электроснабжения и налогообложение. На первых двух очень хорошо видно место Российской Федерации. Как замеряется? Замеряется из количества процедур, из которых состоит получение разрешения, из сроков (это 344 дня, например, для того чтобы получить разрешение на строительство) и стоимости подключения – по-моему, 129%, расчёт ведётся из ВВП на душу населения. Хочу заметить, что Российская Федерация в основном меряется по Москве. Обращу Ваше внимание, что некоторые города в этом рейтинге достигли существенных показателей. Это как раз хорошо демонстрирует, что в принципе у нас существует существенный задел на этом направлении. Если мы как-то будем использовать существующие практики… Если здесь есть представители из этих городов, то в принципе можно сразу обменяться мнениями. Сургут, смотрите, занимает по количеству процедур… В Сургуте, точнее, всего лишь 17 процедур против 42, например в Москве. Собственно говоря, маленький слайд, который показывает то, что можно быстро делать, для того чтобы улучшать существующий показатель, для того чтобы существенно обеспечить прорыв в области экономики.

Налогообложение. Здесь всё-таки унифицировано для всех. Если вы следующий слайд дадите, то я в двух словах остановлюсь, что происходит там. Готовясь к этой презентации, я старался выбрать то, что является сегодня болезненным для каждого из нас, и то, что в принципе позволит нам как-то обеспечить прорыв. Смотрите: получение разрешения на строительство. Ну, это уже причта во языцех. Снизить количество процедур с 47 до 20. Вполне себе реальная задача, если мы на себя её принимаем как партия. Я думаю, что в принципе это осуществимо. В Китае всего шесть процедур, для сравнения.

Дальше – снизить количество дней, требуемых для получения разрешения на строительство: с 344, допустим, принимаем на себя 90 дней. Абсолютно конкретная задача, абсолютно конкретное решение, всё расписано, даже и думать нечего. В Китае 67 дней, просто для сравнения. Я не буду перечислять остальные, коллеги могут прочитать, перейду дальше к электроснабжению. Тоже не буду останавливаться на деталях, потому что всё видно, лишь скажу: я участвовал в группе по просьбе Сергея Семёновича Собянина вместе с департаментом науки, промышленности и развития предпринимательства Москвы, в рабочей группе по подключению к энергосетям. Вот короткая презентация (я оставлю её здесь у организаторов) о том, что в принципе очень существенные были сделаны изменения. Вы увидите там позицию в рейтинге. В течение пяти шагов, в течение, фактически, по-моему, 20 дней Сергей Семёнович взял на себя обязательства подключать. Вместе с МОЭК, МОЭСК была согласована схема, я её оставляю здесь, и желающие могут ознакомиться.

Более сложная история связана с налогообложением. Как я уже сказал, в принципе государство сделало очень много, для того чтобы обеспечить прорыв в создании условий для ведения бизнеса. Но это абсолютно нивелируется тем, что налоговые службы, налоговые органы, особенно на низах… Я не говорю здесь о руководителях, руководители, безусловно, разделяют убеждения руководителей страны… Но что происходит на низах? На низах, на мой взгляд, происходит нивелирование всей идеи. Я думаю, что Жерар Депардье, который собирался вроде приехать в Россию, с трудом смог бы вести здесь свои дела, потому что такое количество формализованных документов, такое количество времени, которое требуется, для того чтобы вести свои дела, в принципе непонятны никакому человеку, наверное, кроме русского.

И ещё очень важная вещь, я её обозначил вторым пунктом, – это презумпция добросовестности налогоплательщиков. Например, моя компания в принципе из года в год повышает выплаты в бюджет. Ну что не нравится государству? В принципе должно всё нравиться, но для работников налоговых служб (особенно это касается просто налоговых инспекций) это очень удобно – прийти двум-трём сотрудникам, поселиться там на два месяца, требовать огромную кучу документов (на самом деле она, мне кажется, абсолютно не нужна), в конце (я сегодня приводил своим коллегам пример) принести мне документ, из которого следует, что мы должны вас по-любому как-то наказать, по-любому – ну как, нас же не поймёт никто, – это первое. И второе – документ, в котором написано: «Мы не можем вам компенсировать ваши переплаты по налогам, потому что у вас недоимка и недоплата 4 рубля». У меня, допустим, лежит пять писем – вот такое огромное письмо от замруководителя налоговой службы, – где написано, что недоимка, недоплата 4 рубля. Я считаю, что это профанация самой идеи, уникальной идеи, которая позволяет нам привлекать к себе в принципе инвесторов со всей страны.

И в заключение я скажу, что, на мой взгляд, последовательная взаимная работа по данным направлениям позволит нам действительно обеспечить экономический рост и существенно продвинуться в рейтингах, а, соответственно, России укрепить свой вклад в мировую экономику. И ещё я хочу сказать, что, возможно, по итогам этого совещания… Будут выступать коллеги, появятся какие-то рабочие группы, может, внутри партии, Сергей Иванович (обращаясь к С.Неверову), появятся какие-то рабочие группы, которые смогут, действительно, на базе, не знаю, как называется, партийных проектов как-то продвинуть эти в принципе довольно-таки простые, уже оговоренные всеми нами изменения.

И в заключение, Дмитрий Анатольевич, спасибо большое. Мне кажется, что эта встреча и для партии, и для бизнеса очень важна, потому что как раз объединение и возможность слушать, слышать друг друга и обеспечивает прохождение этих изменений. Это и есть, наверное, сегодня залог движения к результатам.

Д.Медведев: Спасибо большое.

В.Дымов: Спасибо Вам.

Д.Медведев: Эту встречу на самом деле я придумал месяца два назад, именно понимая, что партия обязана на партийных площадках встречаться с разными категориями своих избирателей, с теми, кто реально меняет жизнь, с теми, кто на самом деле меняет экономику и создаёт те самые рабочие места, о которых вы сказали. А рабочие места – это будущее. Я только что, кстати, был на заседании комиссии по социально-трудовым отношениям, в которую входят, как известно, работодатели, профсоюзы и государство, и ровно об этом мы как раз и говорили. Вы интересные вещи рассказали, хотя они многим, наверное, известны. Конечно, сложно сравнивать Москву и Сургут (вчера мы на заседании Правительства об этом говорили), просто потому, что Сургут меньше и там гораздо меньшее количество бизнеса находится, по вполне понятным причинам там все процедуры идут быстрее. Нужно сравнивать сопоставимые города, и в этом плане, конечно, наши столичные мегаполисы не выдерживают критики по количеству административных согласований и времени, на это затрачиваемого. По Москве, хотя сейчас ситуация стала меняться к лучшему, Сергей Семёнович Собянин  действительно принимает много полезных решений, всё равно среднее время получения разрешения на строительство (я его сейчас назову, только вы на меня не ругайтесь, потому что вы мне сейчас скажете, что это больше) – около года. На самом деле ещё некоторое время назад было два года, сейчас – около года. Это, конечно, просто безумие, такого не должно быть нигде. Вы привели пример с Китаем, кстати, наверное, красноречивый, потому что Китай – это тоже государство, где весьма сильная вертикаль власти, где многие решения принимаются на политическом уровне, где рынок в значительной мере зависит от государственных решений, не так, как у нас на самом деле, и тем не менее там всё это проходит гораздо быстрее, при меньшем количестве документов. Есть, конечно, и китайская дисциплина, и многие другие моменты.

По налогам, налогообложению мы, наверное, ещё сегодня поговорим. Я, пожалуй, единственное, что скажу: Депардье-то пусть приезжает, у нас в любом случае 13% подоходный налог, и мы его менять не собираемся, а они вон до какой цифры его раскочегарили. Знаете все, да? 75% с доходов, превышающих 1 млн евро, по-моему, да? Для людей, которые занимаются бизнесом, в общем, вполне обычный уровень. Так что пусть приезжает, единственное, пусть не уподобляется нашим, кто катается на мотороллерах после нескольких стаканов вина.

Ладно. Давайте продолжим. Пожалуйста, Бречалов Александр Владимирович. У вас тоже, по-моему, презентация.

А.Бречалов (президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России»): Спасибо, Дмитрий Анатольевич! Спасибо, уважаемые коллеги!, У нас тоже будет презентация, и мы с глобального уровня, о котором говорил Вадим (В.Дымов), – к нашему, региональному. «Опора России» уже не первый год проводит (на этом слайде остановимся) исследования предпринимательского климата в регионах, мы берём разные сектора, разные сферы. В этом году мы провели исследования в 39 регионах и обратили внимание на сектор обрабатывающих производств. Вот, пожалуйста, рейтинг. Здесь и цветовые зоны от Московской области до Хабаровского края. Следующий слайд, пожалуйста.

Также мы взяли 12 городов-миллионников и сравнили, как ситуация обстоит в крупных городах по 29 критериям. Дальше слайд.

И вот хотел бы остановиться очень коротко как раз на конкретных проблемах. Мы в прошлый раз даже с какой-то радостью утверждали, что высокий уровень налогов вышел из топ-5 проблем, а сейчас он ворвался снова на 2-е место. Я хочу сделать небольшую поправку: это не налоги и не налоговое администрирование в классическом понимании, это конкретно страховые взносы. Мы не можем об этом не говорить, говорим постоянно на всех мероприятиях, всех площадках, но проблема остаётся проблемой. Дмитрий Анатольевич, я к Вам как к лидеру партии обращаюсь: нам необходимо снова вернуться к некоему формату обсуждения, к рабочей группе, посмотреть, каков действительно портрет малого бизнеса, как страховые взносы реально влияют на ситуацию, на экономики этого бизнеса.

Мы радовались тому, что постепенно уходим из сферы зарплат в конвертах. Вот наши исследования (а это не эмоции, это не придумки – это конкретные обсуждения), наши исследования показывают, что мы начинаем движение обратное. Вы знаете, что самое интересное? Что, по-честному, бизнес особо не напрягается. Я разговаривал со многими людьми в регионах, они говорят: «Ну какие проблемы? Ну вернулись к тому формату, который в 1990-х годах был». Мало того, налоговики, милиция радуются, то есть сели, расписали, какова экономика...

Д.Медведев: То есть наш малый бизнес может работать в любых условиях?

А.Бречалов: В любых, да. Он выживаем, живуч, да.

Д.Медведев: Как хотите, так себя и ведите: хотите, поддерживайте бизнес – мы будем жить, хотите, не поддерживайте – мы всё равно выживем.

А.Бречалов: К сожалению, в этом аспекте, на мой взгляд, здесь больше проигрывает государство, и бизнес хочет двигаться к обелению, прозрачному формату. Я предлагаю вернуться к обсуждению этого вопроса в любом формате на любых площадках. Все остальные, присущие нашему бизнесу проблемы, Вы видите. Ситуация по большому счёту не меняется: низкая доступность персонала была и в прошлом нашем исследовании. Прошу следующий слайд.

Д.Медведев: Интересная вещь. Будьте добры, верните, пожалуйста. Я не знаю, вот как любое исследование всегда носит умеренно объективный характер… Коррупция, я об этом давно знаю, занимает в числе серьёзных препятствий весьма непочтенное 6-е место, и о ней говорит всего 8%. Мне просто любопытно было бы, чтобы здесь коллеги, которые будут выступать или вопросы задавать, высказались, просто сказали: вы считаете на самом деле это фактором, который влияет на конкурентоспособность вашего бизнеса или уже это некий пренебрежимый фактор? Во-первых, меньше стало или мы приспособились: даём, кому надо, и все спокойно себя ведут, то есть насколько значим этот фактор? Потому что сейчас к коррупции внимание приковано, в основном это связано с деятельностью госслужащих и всякими резонансными делами, но раньше традиционно с коррупцией чаще всего (с более серьёзной, системной) сталкивались бизнесмены. Как сейчас?

А.Бречалов: У меня отдельный слайд будет именно по коррупции. Прошу тогда дальше…(показывает слайд) Людские ресурсы: вы видите доступность квалифицированных инженеров и технических специалистов и доступность квалифицированных рабочих – более половины опрошенных с негативными оценками.

Далее. Земля и недвижимость, офисные помещения, складские помещения – ситуация стремительно растёт в зелёную зону больше, земельные участки и производственные помещения – по-прежнему ближе к 50%. Это негативные оценки.

Далее, пожалуйста. Энергетическая инфраструктура, наболевшая такая тема, и в нашем исследовании опять же ближе к 50% доступность новых энергетических мощностей, при этом качество электроснабжения (это радует) увеличивается.

Дальше слайд, пожалуйста. Административные барьеры. Общий уровень административных барьеров, обременительность или необременительность и дальше по сегментам. Это, на наш взгляд… Мы действительно очень серьёзно к этому вопросу отнеслись: качество работы налоговых органов. Вы видите, что около 19% опрошенных дают негативную оценку, то есть администрирование в налогах, сами налоги, как и в прошлом нашем исследовании, не занимают в топ-пять проблемных вещей...

И дальше. Коррупция. Распространённость коррупции в разных ситуациях. Первый пункт – доступ к госзаказу, а также к муниципальному заказу. Внизу та самая поправка, что доля респондентов, выбравших ответ «коррупция» в этой ситуации, – обычное явление, поэтому почётное или непочётное шестое место. Здесь именно, как Вы сами сказали, такая живучесть, адаптация к ситуации, поэтому это уже, наверное, не выделяется как главная проблема. Вот с этим предприниматели живут. Это был последний слайд в этой короткой презентации.

На что хотелось бы ещё обратить внимание? Для нас это очень важно, «Опора России» прошла дальше в своих исследованиях, мы обращаем сейчас внимание на муниципальное управление: малый бизнес прописан в муниципалитетах. К сожалению или к счастью, в населённых пунктах с населением менее 100 тыс. человек крупного бизнеса скорее всего никогда не будет. Он не привлекателен по разным причинам, поэтому единственная возможность выжить этим территориям – это малый бизнес. И здесь мы хотели бы обратить внимание на ключевую фигуру вообще во всей цепочке – это глава муниципалитета. Не секрет, что «Единая Россия» представляет в муниципалитетах большинство именно глав муниципалитетов. Давайте будем обращать внимание, кто эти люди. У нас есть примеры, я могу их назвать.

Д.Медведев: Кто? Называйте.

А.Бречалов: Да, я хочу их назвать. Например, Тимур Нагуманов, глава муниципального образования Дрожжаное, Республика Татарстан. Три года назад оно занимало в республике последнее почётное место по всем показателям – более 98% дотаций. Сейчас на 25% он сократил дотационность региона, и (внимание, коллеги!) за 2,5 года – более 380 предприятий малого бизнеса, 380! Территория – 25 тыс. населения, 200 км от Казани. Я был на прошлой неделе там, лично смотрел, что там происходит. Там жизнь, там территория живёт и будет жить. Соседние территории – главы разводят руками и говорят, что мы дотационный муниципалитет и ничего с этим сделать не можем. У всех одни и те же равные условия. Мы видим решение этой проблемы достаточно просто, и я считаю, что правящая партия должна на это обратить внимание. Первое – это некие квалификационные требования к тому, кого партия предлагает на выборы в качестве глав муниципалитетов. Ситуация, когда у нас главой становится вчерашний командир полка ДПС или начальник отдела пластиковых карт крупного банка, наверное, неприемлема. Да, возможно, командир полка ДПС, имея огромный опыт, выведет регион, но маловероятно …

Д.Медведев: Я не понял насчёт второго персонажа. С полком ДПС понятно – наверное, действительно опытный человек.

А.Бречалов: У меня есть опыт общения: 27 лет молодому человеку, 120 тыс. населения муниципального образования, 38 км территорий лежит вдоль федеральной трассы «Дон», на 38 км – два придорожных сервиса. И он мне говорит: «Вы москвичи, вам легко говорить, общественники, а у меня здесь!.. Концы с концами не могу свести, мы дотационный муниципалитет…»

Д.Медведев: Я не понял, это хорошо, что он раньше в ДПС работал, или плохо?

А.Бречалов: Вывод, мне кажется, очевиден. Я считаю, что…

Д.Медведев: А тот, который пластиковыми картами занимался?

А.Бречалов: Я думаю, это оба примера в минус. Тимур Нагуманов – это пример: и опыт управления, опыт бизнеса, и образование есть. Это первый момент.

Второй. Когда ваши представители выходят на выборы, наверное, правильно было бы выходить с конкретными бизнес-планами развития территории на четыре-пять лет и потом в формате общественного контроля, общественного обсуждения показывать своим же избирателям, как это всё получается. Обратите внимание, Саткинский район Челябинской области: в 2008 году был такой же крах, как во всех моногородах, а сейчас там жизнь, с большой буквы жизнь. Почему? Потому что глава вместе с командой, с огромным составом общественного совета обсуждает все абсолютно планы и все результаты, и ругаются, но двигаются дальше. И, на мой взгляд, очень важно обучение. Я уверен, что предыдущий оратор, Вадим Дымов, учится всегда, и поэтому бизнес получается. Наверное, это касается и глав муниципалитетов.

И последнее, что хотел сказать. «Опора России» второй год проводит федеральный конкурс «Бизнес-успех». Основная задача его – вовлечь муниципалитеты, не показать вне, как плохо муниципалитеты работают, а наоборот, мы выявляем в регионах классные практики, мы хотим… 27 февраля 2013 года будет финал, почти 600 муниципалитетов приедут в Москву. Мы хотим установить между ними горизонтальные связи и показать те самые положительные практики, что на территориях, и не только в миллионниках, а и с 12, и с 20 тыс. населения можно работать и можно поднимать малый бизнес с тем инструментарием, который сейчас даёт государство. Спасибо.

Д.Медведев: Спасибо, Александр Владимирович. Тоже, если позволите, несколько слов. Конкретные вопросы… У нас здесь тоже потихонечку сидят министры, ничем себя не проявляют, но они на ус мотают. Тут и Антон Германович Силуанов сидит, кстати, Министр финансов и член партии «Единая Россия», что неплохо. По поводу страховых взносов мы ещё поговорим, может быть, у нас даже и сегодня будет возможность этим позаниматься.

В отношении роли руководителей муниципальных абсолютно, на 100% с вами согласен, не на 99, а на 100. Районы настолько друг от друга отличаются внутри одного региона, то есть практически с одинаковой бюджетной обеспеченностью – где-то густо, где-то вообще ничего не растёт. И, откровенно говоря, это очень легко читается. Есть исключения, и слава богу, что они есть, но очень легко читается по биографии человека: если, допустим, руководитель муниципалитета сумел что-то организовать сам, пусть даже небольшое, то очень часто у него получается и в масштабе муниципалитета. Ну какое-то своё предприятие у него было… Это, конечно, не повод для того, чтобы весь район превращать в своё предприятие, а такое тоже встречается, мы это знаем, тем не менее у него хотя бы рука набита. И я всегда очень хорошо отношусь к тому, когда представители такого малого и среднего бизнеса приходят к руководству в районах: это нормально. Кстати, так во всём мире.

 Что же касается идеи программ и, допустим, подготовки бизнес-планов во время выборов, во время избирательных кампаний, то мне кажется, это правильно. Просто руководитель муниципалитета, руководитель региона должен представить своё видение того, как будет развиваться регион. Это не просто набор тезисов, близких к программе «Единая Россия». Это слишком общее. Он должен подготовить именно подетальный план того, как будет развиваться его регион, причём это не хотелки и не популизм, а он должен быть наложен на реальные экономические возможности, на его представления о том, каких инвесторов он сможет затащить.

 И самое последнее, что хотел бы сейчас сказать. Мне в голову пришла одна идея: может быть, в качестве партийного проекта посмотреть и предложить для партии проект «Бизнес в провинции». Мне кажется, это очень важно. Конечно, и в крупных городах много проблем. Конечно, мы тоже ими будем заниматься. Но в крупных городах всё-таки немножко другая бизнес-среда, мы это тоже знаем. Жизнь немножко другая. А в провинции это, так сказать, отдельная и очень непростая тема. Так что я просил бы моих коллег подумать об этом и вас высказаться. Вместе с «Опорой», естественно, вместе с нашими другими партнёрами. Спасибо.

Так, теперь я что предлагаю? У меня написано, что ещё кто-то хотел выступить. Но мне кажется, что уже, если есть желание, можно чередовать выступления, вопросы. Иначе мы погрязнем в презентациях. Кто хотел бы вопрос задать или сказать что-то? Я уже просто так обращаюсь. Пожалуйста, давайте начнём с вас и дальше пойдём. Прошу вас. Представляйтесь, пожалуйста.

С.Ашинов (член партии «Единая Россия», генеральный директор завода чистых полимеров «Этана»): Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Я Сергей Ашинов, Кабардино-Балкарская Республика, проект чистых полимеров «Этана». Задачей нашего проекта является обеспечение аграриев юга России качественной упаковкой, тарой экологичной, то есть с использованием максимального потенциала южных территорий в выращивании овощей, различных продуктов питания.

Вторая задача, которая стоит перед нами, – объединение вокруг этого проекта агроиндустриального парка в составе порядка перерабатывающих 20 проектов. Особенностями проекта является то, что проект был инициирован первичным отделением партии. Проект поддержало население: дважды мы проводили общественное слушание, и практически единогласно люди выступили за реализацию проекта. Проект реализуется в местах проживания русскоязычного населения: это Майский и Прохладненский районы Кабардино-Балкарии. Мы сосредоточили лучшие технологии, наверное, в мире – самые лучшие современные технологии, технологические решения. Это ведущие мировые компании: там более восьми стран у нас участвует. Два года назад из первичной инициативы проект перерос и был поддержан партией «Еди

Общественная приемная