Маркировка шин: зачем она нужна и как отразится на безопасности движения. Разъясняет Владимир Афонский
Под действие новых требований попадают шины для легковых и грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов, сельхозтехники. Норма касается также и покрышек для мотоциклов, мотороллеров, мопедов. Важнейший вопрос – как новое требование отразится на конечной цене. По словам координатора партпроекта «Безопасные дороги», заместителя председателя комитета Госдумы по транспорту и строительству Владимира Афонского, нанесение кода оценивается буквально в несколько рублей, что не должно вызвать удорожания продукции.
«Это один из моментов, на который мы и в рамках работы партпроекта «Безопасные дороги», и во время обсуждений в Госдуме обращали внимание профильных министерств и ведомств. Нас заверили, что маркировка значительно повлиять на итоговую цену шины не должна. Более того, некоторые производители заверили, что вовсе не намерены менять отпускные цены из-за введения обязательной маркировки. Несмотря на это, мы на партийном и депутатском уровнях будем контролировать ситуацию с тем, чтобы не допустить роста цен или дефицита шин», – сказал парламентарий в разговоре с ER.RU.
Главная цель введения цифровых меток – защитить рынок и автовладельцев от контрафакта. Его объем на шинном рынке сейчас оценивается до 15% притом, что ежегодный оборот составляет порядка 50-70 миллионов единиц. Одновременно маркировка направлена на повышение уровня безопасности на дороге, подчеркнул координатор партпроекта.
«Маркировка подтверждает, что купленные шины оригинальные и предназначены для продажи в России. Это исключит возможность выдать, например, кустарно восстановленные (с наваренным или нарезанным рисунком протектора) покрышки за новые. Ведь проверить «выходные данные» каждого колеса теперь очень просто – достаточно в специальном мобильном приложении «Честный знак» отсканировать этикетку с кодом», – сказал он, добавив, что если маркировка не будет найдена, то сообщить о нарушении можно будет в той же программе для смартфона.
Отсутствие данных о конкретной шине в приложении будет означать, что она прибыла нелегально и покупать ее небезопасно. Точное место для нанесения маркировки, добавил Владимир Афонский, не регламентируется.
«Маркировка представляет собой код в формате Data Matrix, внешне похожий на QR. Он может быть нанесен как на фирменную этикетку производителя, так и выполнен в виде отдельной наклейки. Обычно маркировка располагается на протекторе, боковине или внутренней части шины. В дополнение к этикетке идентификатор может быть сделан в виде гравировки или радио-метки», – отметил парламентарий.
Алгоритм работы системы маркировки прост: производитель или импортер наносит уникальный цифровой код на товар. По нему прослеживаются все перемещения товара: с завода через магазин к потребителю и финальный этап – утилизация. В маркировке также закодированы технические характеристики покрышки, потребительские свойства, товарный знак, модель и другая полезная информация. Обязательной продажа новых шин только с маркировкой станет с 15 декабря.