Маркелов: «Диверсификацию финансирования» некоторых НКО должен проверить Минюст
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Михаил Маркелов (фракция «Единая Россия») считает, что Минюст РФ должен проконтролировать процедуру распределения грантов и деятельность некоторых некоммерческих общественных организаций (НКО) на соответствие российскому законодательству. Об этом он заявил ER.RU в четверг, 5 декабря, комментируя заявление представителей НКО, выигравшей накануне гранты президента РФ о том, что некоторые НКО не намерены отказываться от зарубежного финансирования своих проектов. Такую позицию заняли, к примеру, «Мемориал», «Агора» и Московская Хельсинская группа.
По мнению Маркелова, в ситуации с «диверсификацией финансирования» НКО возникает несколько вопросов. Депутат считает нужным «еще раз обратить внимание министра юстиции Коновалова на тот факт, что организации продолжают получать финансовую помощь из-за рубежа, но, при этом, статус иностранного агента им не присвоен и они продолжают пользоваться деньгами наших налогоплательщиков, то есть фактически используют двойные средства».
Маркелов считает, что «реакция на это со стороны Министерства юстиции должна быть жесткая и совершенно понятная. Вопрос уже даже не в законе об НКО, который прописан достаточно грамотно и прошел все экспертизы. Вопрос в правоприменительной практике. Правоприменение должно быть отточено, и для этого необходим контроль», - убежден парламентарий.
Кроме того, по словам Маркелова, как законодателям, так и грантодателям, нужно учитывать «циничный характер подхода во многих НКО» к вопросу финансирования. «Принцип один простой: платят – мы отрабатываем. И неважно, кто эти гранты будет выделять: государство или они будут представлены со стороны зарубежных источников. Что, в общем, и произошло», - заметил депутат.
По мнению Маркелова, «финансовый принцип является ключевым» в работе такого рода некоммерческих организаций, «что бы они ни проповедовали, о защите каких бы общечеловеческих ценностей и прав человека ни говорили». «Поэтому, конечно же, подход в отношении выделения грантов должен быть очень избирательный. Нужно очень внимательно смотреть, на что эти средства тратятся. Проверка должна быть двойная, - убежден Маркелов. - Мы не должны платить деньги тем, кто работает против государства российского. Должен существовать серьезный фильтр».
Маркелов считает, что «диверсификации финансирования», применяемая некоторыми НКО, «дискредитирует все общественные организации, в том числе добропорядочные, которые работают либо как иностранные агенты, либо как грантополучатели внутри России». «Они не хотят, чтобы на них бросали тень. Они хотят честно работать с государством. Если этого не получается, нужны меры воздействия», - заявил Маркелов.
Он добавил, что если органам, ответственным за контроль деятельности этих организаций и правоприменение существующих законодательных норм нужны какие-либо дополнительные законодательные рычаги, они должны внести свои предложения на обсуждение Госдумы. «Мы не считаем, что закон об НКО нуждается в корректировке, вопрос только к правоприменителю. Но если у него есть предложения, мы готовы их рассмотреть», - заключил он.
Победителями конкурса на получение государственных грантов для НКО, занимающихся правозащитной деятельностью, в этом году стали 124 проекта из 47 регионов РФ. Списки победителей опубликованы сегодня на сайте "Гражданского достоинства". В 2013 году на реализацию социально значимых проектов НКО было выделено 3,2 млрд рублей. 4 сентября президент РФ Владимир Путин на заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека объявил о выделении дополнительно 200 млн рублей в 2013 году в качестве грантов правозащитникам. С 2014 года государство будет выделять ежегодно 500 млн рублей на поддержку правозащитных НКО.