Задача депутатов - обеспечение максимальной открытости обсуждения бюджета, уверены в Партии
Исполнение майских указов президента является главным ориентиром при обсуждении парламентом всех вопросов, связанных с принятием главного финансового документа страны, подчеркнул председатель комитета ГД по бюджету и налогам Андрей Макаров в пятницу, 28 октября, комментируя внесение правительство России проекта бюджета на 2017-2019 годы.
Комментируя старт работы над документом, глава профильного комитета подчеркнул, что главная задача депутатов и парламента в целом при обсуждении этого закона - полное выполнение социальных обязательств, безусловное финансовое обеспечение приоритетных проектов, обеспечение точек роста экономики.
Макаров остановился на прогнозе социально-экономического развития и основных параметрах бюджета, которые предлагаются правительством.
«Начну с таких важных факторов, как стоимость нефти. Напомню, что в бюджете 2016 года мы зафиксировали цифру 41 доллар за баррель. Правительство предлагает исходить при расчете бюджета 2017, 2018 и 2019 годов из цифры в 40 долларов за баррель. То есть, выдержан принцип максимально консервативного прогноза. Именно 40 долларов ложатся в основу бюджета трехлетки», - заявил он.
Курс доллара США по отношению к рублю в бюджете 2017 года предлагается зафиксировать на уровне 67,5 рублей за доллар, в 2018 году - 68,7 рубля за доллар, и в 2019 году - 71,1 рубля за доллар. «Как видим, в проекте запланировано очень слабое, постепенное ослабление рубля к доллару», - отметил он.
Говоря об инфляции и индексе потребительских цен, Макаров напомнил, что «в законопроекте о внесении изменений на 2016 год предлагается зафиксировать инфляцию на уровне 5,8%». «Я думаю, это одно из самых главных экономических достижений последнего времени. Правительство полагает, что инфляция в 2017, 2018 и в 2019 годах превысит уровень 4%. На все три года инфляцию предлагается установить на уровне 4%», - сообщил Макаров.
ВВП в бюджете 2017 года предлагается установить на уровне 86,8 триллионов рублей. «Рост почти на 4 триллиона», - констатировал Макаров.
Он добавил, что в дальнейшем предусмотрен также «несколько более ускоренный рост ВВП - до 92 триллионов в 2018 году, и почти 99
триллионов в 2019 году». «По росту ВВП. Напомню, что по данным Росстата фактический спад экономики начиная с третьего квартала остановился, и с четвертого квартала, частично третьего, начался восстановительный рост. Поэтому итоговую цифру Правительство считает по росту ВВП - это все-таки спад 0,6%, то есть восстановительный рост не компенсирует спад, который был в начале года. Что касается 2017 года. Предполагается рост 0,6% ВВП, в 2018 году - 1,7%, и в 2019 году - рост ВВП 2,1%. Рост мировой экономики в те же годы, по мнению Правительства, составит 3,4% в 2017 году и, соответственно, в 2018 и 2019 годах - 3,5%», - уточнил он.
Исходя из данных социально-экономического прогноза, правительство предлагает установить доходы в 2017 году на уровне 13 трлн 487,6 млрд рублей, сообщил председатель комитета по бюджету и налогам. «Отклонение от 2016 года - плюс 119 млрд рублей. С соответствующим увеличением доходов в 2018 году до 14 трлн рублей, в 2019 году - до почти 15 трлн рублей (14 трлн 844 млрд рублей)», - отметил он.
Расходы в 2017 году предлагается установить в размере 16 трлн 240 млрд. рублей. В 2018 – 16 трлн 39 млрд и в 2019 – 15 трлн 987 млрд рублей, сообщил Макаров. «Таким образом, мы видим, что в 2017 году дефицит бюджета, исходя из проекта бюджета, составит 2 трлн 753 млрд рублей. Иными словами, правительство считает возможным уложиться в дефицит бюджета в районе порядка 3,2% в последующие планируется сокращение дефицита федерального бюджета», - заявил он.
По словам председателя комитета по бюджету и налогам, «очень позитивно оценивается в проекте бюджета так называемый не нефтегазовый дефицит». «Не нефтегазовый дефицит в проекте 2017 года закладывается на уровне 7,8 трлн рублей - в районе 9% ВВП. То есть уже в 2017 году правительство предполагает его снижение на 0,4%. В 2018 году это снижение не нефтегазового дефицита составит 1,3%. В 2019 году снижение предполагается еще на 0,1%», - уточнил он.
Дефицит бюджета в 2017 году предполагается установить в размере 2 трлн 753 млрд рублей. В качестве источников финансирования дефицита федерального бюджета предлагается использовать средства Резервного фонда в размере 1 трлн 152 млрд рублей и средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) порядка 668,2, млрд рублей.
«Оставшийся дефицит будет покрываться из других источников, то есть займов и так далее», - уточнил Макаров.
«Напомню, объем Резервного фонда на начало 2016 года составлял 3 трлн 640 млрд рублей, на начало 2017 года – 1 трлн 110 млрд рублей. Таким образом, те цифры, которые я сейчас называл, означают, что если не будет каких-то принципиальных изменений, Резервный фонд будет в 2017 году израсходован полностью. В то же время, хотел обратить внимание на то, что разговоры об исчерпании резервов не соответствуют действительности, потому что ФНБ на начало 2017 года составляет 4 трлн 702 млрд рублей, на начало 2018 года - 4 трлн 190 млрд рублей, в 2019 году - более 3 трлн рублей», - подчеркнул председатель комитета по бюджету и налогам.
Говоря о статьях расходов главного финансового документа страны, Макаров отметил рост в 9,7%, заложенный по общегосударственным расходам. «Национальная оборона - финансирование в 2017 году составит в объеме 72,9% по отношению к 2016 году. Здесь, мы видим, происходит существенное снижение, это объясняется теми решениями, которые мы приняли в поправках к бюджету 2016 года. Напомню, это решения, позволяющие снять задолженность по кредитам предприятий оборонно-промышленного комплекса.
По национальной безопасности и правоохранительной деятельности объем расходов составляет 1 трлн 943 млрд рублей, то есть практически цифра не меняется», - сообщил Макаров.
Расходы на национальную экономику предлагается установить в размере 2 трлн 318,4 млрд рублей: 107% по отношению к предшествующему году, то есть расходы по национальной экономике растут. Расходы на сферу жилищно-коммунального хозяйства также возрастут на 5,4%, на охрану окружающей среды - на 18,6%, образование - на 2%, культуру и кинематографию - на 4,4%.
«Расходы федерального бюджета по здравоохранению составят 81,2%. Забегая вперед, чтобы уйти от возможных спекуляций на эту тему: что означает снижение расходов на здравоохранение на 18,8%? Это изменение порядка финансирования высокотехнологической медицинской помощи (ВМП). ВМП финансировалась в 2016 году через федеральный бюджет, теперь она будет финансироваться через бюджет Фонда обязательного медицинского страхования. Таким образом, все эти средства в полном объеме предусматриваются в проекте бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, и ни одной копейки снижения по этому разделу также не происходит. То есть это технические изменения расходов по здравоохранению, которые складываются из федерального бюджета, бюджета ФФОМСа, и бюджетов регионов. Поэтому, когда мы говорим о финансировании здравоохранения, также как и образования, из консолидированного бюджета, ни о каком сокращении речи не идет», - подчеркнул он.
В целом на социальную политику согласно проекту федерального бюджета расходы возрастают почти на 10%, добавил он. Рост расходов на физическую культуру и спорт составит более чем на 35%.
«Я сейчас специально остановился на тех цифрах, которые сегодня внесены правительством в Государственную Думу, - отметил Макаров. - Естественно, каждая цифра будет проверена комитетом по бюджету, экспертами, профильными комитетами, и будет тщательно рассматриваться парламентом».
Председатель комитета по бюджету и налогам подчеркнул, что депутаты видят свою задачу в том, «чтобы обеспечить максимально открытое публичное обсуждение бюджета». «Какие задачи ставит перед собой парламент при обсуждении этого закона? Они тоже сформулированы, и вчера их уже обозначил президент. Наша главная задача - это полное выполнение социальных обязательств, безусловное финансовое обеспечение приоритетных проектов, обеспечение точек роста экономики. Мы должны обеспечить устойчивый рост нашей экономики. Это задачи, которые ставил президент. Ключом к решению всех этих вопросов являются указы президента. Поэтому указы президента и станут во главу угла любого обсуждения парламентом всех вопросов, связанных с принятием бюджета», - заключил Макаров.