Депутаты повышают эффективность бюджетных расходов
Государственная Дума на пленарном заседании во вторник, 7 октября, обсудила пакет законопроектов, расширяющих полномочия парламента в бюджетных правоотношения. В частности, во втором чтении был рассмотрен законопроект, направленный на оптимизацию количества оснований для внесения изменений в сводную бюджетную роспись. Кроме того, в первом чтении был рассмотрен законопроект «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О парламентском контроле» и законопроект, направленный на повышение эффективности деятельности Счетной палаты.
Как отметил председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров, законопроект, рассматриваемый во втором чтении, был внесен во исполнение постановления Государственной Думы о сокращении возможности отдельным министерствам принимать изменения в бюджет бюджетной росписью без решения парламента.
«Мы еще более усилили парламент в этом плане. Плюс ко всему приняли целый ряд решений, направленных на повышение эффективности расходования уже в этом году, не дожидаясь того времени, когда этот закон вступит в действие с 1 января 2015 года», - напомнил Макаров.
«Вслед за этим законом мы рассмотрим закон о парламентском контроле, о развитии наших полномочий, и о Счетной палате. По существу, это единый пакет законопроектов, направленных на усиление роли парламента в бюджетных правоотношениях», - отметил глава бюджетного комитета.
«Мы, продолжая расширять парламентский контроль, предлагаем следующие необходимые нормы для того, чтобы он стал более эффективным. Первое. Это вопрос о том, что мы рассматриваем в предварительном порядке Основные направления налоговой политики и бюджетной. По предложению Сергея Евгеньевича Нарышкина на парламентских слушаниях, мы расширяем парламентский контроль и на таможенную политику, которая также должна быть представлена в парламент в предварительном порядке. Второе. Мы сегодня контролируем процесс принятия государственных программ в том числе и изменения в госпрограммы. Однако у нас сохраняются целевые программы, в них вносятся изменения и принимаются новые целевые программы. Режим контроля по госпрограммам мы переносим и на федеральные целевые программы, распространяем тот режим, который на сегодняшний день у нас есть», - сообщил Макаров.
«Следующий вопрос - это вопрос о том, что у нас сегодня очень часто правительство часто не представляет заключения по тем законопроектам, которые вносятся и имеют финансовые последствия, по существу тем самым лишая субъектов законодательной инициативы на возможность рассмотрения их инициативы на парламенте. Законопроект предусматривает механизм, который позволяет решать эту коллизию. Напомню, что это предложение сделал тоже Сергей Евгеньевич Нарышкин на парламентских слушаниях, и законопроект предлагает решить этот вопрос. Одновременно комитет предлагает установить срок поправок, сокращенный, пять дней, с тем, чтобы при работе ко второму чтению бюджета мы могли пользоваться правами, предусмотренными данным законопроектом», - добавил депутат.
Макаров также обратил внимание на то, что в Государственной Думе начинается бюджетный процесс. «В понедельник (проект федерального бюджета на 2015-2017 годы) начнем рассматривать на комитете, где будет министр финансов, где будет представитель Центрального банка, где будет та же самая денежно-кредитная политика. И все это мы будем транслировать по сети интернет, каждый человек может с этим ознакомиться. И каждый человек может увидеть, работает ли парламентский контроль или не работает, потому что решения и сколько денег куда направить, в конечном итоге, принимаем мы с вами», - отметил он.
Третий законопроект направлен на повышение эффективности деятельности Счетной палаты. Как сообщил Андрей Макаров, данный законопроект наделяет Счетную палату полномочиями, необходимыми для осуществления задач, о которых ранее говорили парламентарии.
«Счетная палата - это главный инструмент парламентского контроля. Эти полномочия предлагается дать в этом законе. Значительная часть этих полномочий предусматривается в Поручениях Президента РФ, который говорит о необходимости контроля, в первую очередь, за эффективностью расходования средств - независимо от того, куда они идут. Прогноз, эффективность независимо от того, пошли ли они в какую-то компанию, пошли ли они в бюджетный фонд, либо их тратит бюджетная организация», - заключил Макаров.