«Кто, если не я?»: Короткие истории студентов-медиков, которые работают в «ковидных» больницах
Ситуация вокруг пандемии, несмотря на все ее негативные проявления, для российского общества стала иллюстрацией старой поговорки: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Впервые за долгие годы у многих людей появился запрос на поддержку друг друга, заботу. Многие – еще недавно они рассчитывали только на себя – внезапно осознали, что тоже могут рассчитывать на чью-то помощь. А кто-то сам испытал потребность помогать, стал добровольцем.
И весной, и сейчас, на новом пике обострения ситуации, эту человеческую сторону пандемии можно наблюдать в волонтерских центрах «Единой России». Ежемесячно сюда поступают сотни тысяч заявок. Обращаются одинокие, пожилые люди – и всегда найдется кто-то, кто готов помочь.
А еще поддержка нужна врачам. Многие из них работают на износ, устают. Часть заболевает. Помощь приходит от студентов медицинских вузов — их компетенции позволяют трудиться, в том числе, в «красных зонах». ER.RU собрала истории таких молодых людей и узнала, как они решились пойти на такой риск.
Студент лечебного факультета Воронежского государственного медицинского университета имени Н.Н. Бурденко Алексей Толбин работает на станции скорой помощи. Он воспринимает борьбу с коронавирусом как возможность получить уникальный опыт. «Всегда привлекала медицина — как возможность помочь людям. Когда вирус добрался до России, а тем более до Воронежа, все советовали бросать работу и спокойно пережидать эту «войну» дома. Но я понимал, что это только начало, и сейчас нужно набраться опыта, чтобы потом в сложном бою не унывать и держаться достойно. Сейчас сложное время, когда нужна любая помощь, мне кажется, я и большая часть из моих друзей ринулась бы работать и врачами, но, к сожалению, мы пока учимся и помогаем, как можем», — сказал Алексей Толбин.
Еще один студент лечебного факультета ВГМУ Максим Матяш - тоже работает в воронежской ГКБ № 3. Рассказывает, что решился пойти работать в «красную зону», потому что не представлял другого пути для врача. «Когда руководство предложило, не стал отказываться: какой смысл учиться в медицинском и оставаться в стороне, когда действительно требуется помощь? Так же поступили и другие сотрудники больницы — санитарки, медсестры, врачи, в том числе студенты и преподаватели нашего вуза (аспиранты, ассистенты, профессор). Поначалу было страшно всем. Сейчас, через полгода с момента открытия отделения, работа стала обыденной, а «чумник» — неотъемлемой частью внешнего вида. Сотрудники теперь — одна большая дружная компания — тяжелые условия труда очень сближают. Кто-то даже нашел свою вторую половинку», — рассказал он.
Студентка лечебного факультета Казанского государственного медуниверситетат Элина Латфуллина стала работать в больнице фактически с первого курса.
«Это было безумно тяжело. Больше не физически, а морально. Трудно, когда помогаешь медсестрам и санитаркам: купаешь, ухаживаешь за лежачими пациентами, обрабатываешь их против пролежней, кормишь, привязываешься к ним. А когда приходишь на следующее дежурство, на их месте уже лежит кто-то другой. Их не выписали и даже не перевели в другую палату, их просто не стало. Тогда то, еще на первом курсе, в свои 17 лет, я стала понимать, как тяжело и ответственно быть врачом. Мы смотрим кино, читаем книги и со спокойствием рассуждаем о смерти, но, когда она так близка и так реально, жизнь каждого человека начинаешь ценить совершенно иначе. За время волонтёрства мы получили тот ценный опыт, которым сможем пользоваться на протяжении всей своей жизни», — сказала студентка.
В Одинцовской поликлинике № 3 в Подмосковье работает ординатор Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского Владислав Спиридонов — по специальности он психиатр-нарколог. Но сейчас ездит на вызовы — в том числе, к больным коронавирусом.
«Помимо основной работы, оказываю пациентам психологическую поддержку, благо, образование позволяет. В основном в ней нуждаются те, кто оказался на карантине и не может выйти из дома даже в ближайший магазин. Беседую с людьми разного возраста — отчасти молодым бывает даже тяжелее выдержать подобное «затворничество», потому что они привыкли вести активный образ жизни. Хуже всех пришлось жителям новостроек, которые въехали в квартиру с голыми стенами, начали делать ремонт и заболели. Лечиться в такой неуютной обстановке очень неприятно, да и шум из соседних квартир нередко раздражает. Стараюсь найти время и нужные слова для каждого — подбодрить, успокоить и напомнить о важности соблюдения режима. Если нужно, рассказываю и о «технических» вещах — как получить больничный, где купить нужное лекарство и так далее», — рассказал он.
Шамиль Ильясов из Астраханской области с июня работает медбратом Областного инфекционного госпиталя. Два месяца — в отделении анестезиологии-реанимации с палатами интенсивной терапии. Он – координатор Всероссийского общественного движения добровольцев в сфере здравоохранения «Волонтеры-медики» в регионе, участник волонтерского центра «Единой России».
«Мы оказывали помощь в «зелёных» и «красных» зонах медицинских организаций, в получении и доставке рецептов и лекарственных средств, работали в колл-центрах, проводили профилактические мероприятия, оказывали психологическую помощь людям. С марта по июнь отработали более 30 000 заявок от пожилых граждан и просто нуждающихся, оказали более 50 000 часов волонтерской помощи больницам, поликлиникам и медицинским центрам. Также волонтеры помогали в проведении термометрии на вокзале и в аэропорту Астрахани. Мы объединили усилия с партией «Единая Россия» и ее волонтерским центром, так как у нас единая цель: помочь медицинскому сообществу региона справиться с пандемией», — рассказал Шамиль Ильясов.
Не всегда в больницах помогают только медики. Екатерина Тимошенко из Новошахтинска работает в сфере образования. Но с самого начала пандемии и по сегодняшний день помогает в качестве добровольца медикам Центральной городской больницы. Измеряет температуру на входе в больницу, вручает посетителям маски, помогает в обеспечении медработников канцелярскими принадлежностями. В перспективе планирует заниматься доставкой лекарств на дом больным коронавирусом.
«Наши врачи уже много месяцев стоят на передовой в борьбе с инфекцией, работают на износ. И если я хоть немного могу облегчить их труд – не раздумывая это сделаю. В медицине 35 лет проработала моя мама, и мне было бы просто стыдно ничего не сделать, если есть такая возможность», — резюмировала Екатерина.