Федеральный сайт
Регион не найден
Версия для слабовидящих

Косачев: Рост национализма - смертельная опасность для России, почище реванша КПРФ

09 сентября 2011, 17:46
президент Дмитрий Медведев впервые указал на опасность нравственной деформации в обществе, пишет в интернет-блоге Константин Косачев

Глава международного комитета Госдумы Константин Косачев считает одним из важнейших результатов прошедшего в Ярославле Мирового политического форума тот факт, что президент Дмитрий Медведев впервые указал на опасность нравственной деформации в обществе.

Авиакатастрофа в Ярославле
, унесшая жизнь 43 пассажиров, по мнению Косачева, "заслонила собой другой Ярославль, где говорили - быть может, впервые так откровенно - на темы не столько политические, сколько нравственные".

"Отношения между этносами, религиями, традициями и культурами в рамках одного общества - явление новейшего времени, поскольку в предыдущей тысячелетней истории властители в таких вопросах не заморачивались и не церемонились - "кто не с нами, тот против нас", - пишет в пятницу, 9 сентября, Косачев в своем интернет-блоге:

"Сейчас трудно писать о чем-либо еще, кроме очередной колоссальной по масштабам и обстоятельствам трагедии, на этот раз в Ярославле. Сегодня в Думе выступал великий спортсмен Владислав Третьяк, и даже этому здоровому мужику с крепчайшими вратарскими нервами было трудно сдерживать слезы. Вечная память погибшим, долгого человеческого внимания близким, и всем нам, живым, - сделать наконец верные выводы, дабы не повторилось. Хотя для этого еще предстоит понять причины случившегося - но понять профессионально, устояв перед соблазном рубануть с плеча в эмоциях, ведь тогда скорее всего отсечем и возможность избежать новых жертв в будущем.

Трагедия заслонила собой "другой" Ярославль, где говорили - быть может, впервые так откровенно - на темы не столько политические, сколько нравственные. Отношения между этносами, религиями, традициями и культурами в рамках одного общества - явление новейшего времени, поскольку в предыдущей тысячелетней истории властители в таких вопросах не заморачивались и не церемонились - "кто не с нами, тот против нас".

С наступлением эпохи прав человека все обернулось иначе, политкорректность диктует отныне "с нами все, кто с нами". Но хотя лозунги провозглашены, их последствия непредсказуемы. Политики, даже яркие и харизматичные, сами по себе уже не справляются. И не справятся, если им не поможет гражданское общество. И вот здесь - тревога. В западной Европе националисты, реагируя на кризис мультикультурности, пусть и прорвались в политику, но вряд ли имеют шанс на победу - общество их отвергает. Десять, максимум двадцать процентов - удел радикалов, спекулирующих на трудностях демократического роста. Другое дело в России. Такое ощущение, что большинство населения, причем со всех сторон, так и рвется в драку. Чтобы стенка на стенку, а потом разойтись по национальным квартирам, желательно раз и навсегда. Или, что порой даже хуже – когда люди просто не отдают себе (или не хотят отдавать) отчета в том, какие последствия могут повлечь их провокационные слова и дела. А расплачиваться за спекуляции политиков приходится простым людям, «виновным» лишь в наличии «предвыборно-актуальной» национальности.

Для нашей страны это самая смертельная опасность, почище и коммунистического реванша, и провокационного популизма несистемной оппозиции. Внятные и содержательные слова, сказанные по данному поводу Президентом в Ярославле, считаю поэтому своевременными и верными.

Верным и своевременным было и принятое на этой неделе на очередном заседании бюро ПАСЕ решение направить наблюдателей на российские выборы. Решение вполне ожидаемое и лишенное интриги, ведь в отличие от ОБСЕ в страсбургской организации критерии - кого наблюдать, а кого нет - четко расписаны. Россия и еще 9 стран под наблюдением, потому что под процедурой мониторинга ПАСЕ, остальные - по желанию. Все прозрачно и все справедливо. Поэтому и на выборах 2007 года конфликта по наблюдателям от ПАСЕ не было.

Конфликт, напомню, был с Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) и, отчасти, с Парламентской ассамблеей ОБСЕ. Не потому что кому-то хотелось избежать лишнего, по мнению некоторых, контроля за выборами. А потому что России выкатили план наблюдения, составленный неизвестно кем, неизвестно как и неизвестно по каким критериям. И к тому же - без учета действующего российского законодательства, предусматривающего наблюдение за выборами только после официального начала избирательной кампании, а не когда вздумается.

Вот цифры последних трех лет по странам, где были выборы: наблюдатели от ОБСЕ вообще не направлялись в Литву, Чехию, Швецию, Португалию и Ирландию, а в другие западные страны выезжало от 7 (Финляндия) до максимум 60 (США) наблюдателей БДИПЧ. В то же время по странам СНГ статистика другая - от минимальных 226 (Таджикистан) до максимальных 443 (Азербайджан) экспертов. В Россию планировалось до 600 человек.

Почему? "Да потому что в этих странах проблем на порядок больше!"- скажут мне. Скорее всего, и правда так. Только решать, где проблемы больше, а где меньше, должны все-таки уполномоченные на то политики (в парламентской ассамблее) или дипломаты как представители государств (в комитете министров) ОБСЕ, а не чиновники в техническом (!) органе этой структуры - БДИПЧ. Это не формалистика, а элементарное требование соблюдения равенства в организации, которая создавалась и существует на принципах равенства.

Поэтому больше демократичной оказывается модель ПАСЕ - сначала критерии, затем наблюдение. Иначе сам размер миссий наблюдателей и география их работы становятся политическим фактором оценки выборов еще до того, как они состоялись. Это примерно как наша несистемная оппозиция уже объявила российские выборы нелегитимными еще до начала избирательной кампании.

В целом международное наблюдение за национальными выборами - важнейший фактор, и Россия должна быть в нем заинтересована не меньше остальных. Но только если организация заведомо не политизирована (если перефразировать) по известному сталинскому принципу - "не важно, как проголосовали, важно, как оценили".

В начале следующей недели в Москву приедет директор БДИПЧ Янез Ленарчич. Пока взаимодействие с возглавляемой им структурой вроде бы не повторяет приснопамятного сценария 2007 года. Было бы очень здорово для всех, чтобы на этот раз "срослось".

Спикер
Косачев Константин Иосифович
Косачев Константин Иосифович
Заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Общественная приемная