Федеральный сайт
Регион не найден
Версия для слабовидящих

Клишас: Необходимо постоянно совершенствовать механизмы восстановления нарушенных прав граждан

27 ноября 2018, 20:10
Состоялось очередное заседание Либеральной платформы «Единой России»

В ЦИК «Единой России» состоялось очередное заседание Либеральной платформы Партии, которое было посвящено теме развития института уполномоченных по правам человека в субъектах РФ. Одним из центральных вопросов стало обсуждение внесенного в середине октября в Госдуму законопроекта о статусе региональных омбудсменов. Законопроектом устанавливаются единые принципы организации деятельности региональных уполномоченных, закрепляются основы их взаимодействия с органами публичной власти.

По словам председателя Либеральной платформы Партии, председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, а также одного из авторов законопроекта Андрея Клишаса, необходимо постоянно совершенствовать механизмы восстановления нарушенных прав. «Этот законопроект – пример того, что мы, как парламент, должны выполнять одну из своих важнейших функций - постоянно совершенствовать механизм восстановления нарушенных прав. А уполномоченные по правам человека в регионах – это и есть те самые очень важные механизмы, институты, закрепленные на региональном уровне», – сказал он. Клишас сообщил также, что в Госдуме 18 декабря планируется широкое обсуждение документа с участием парламентариев, представителей профессиональных сообществ и экспертов.

Заместитель председателя Экспертного совета при уполномоченном по правам человека в РФ Валерий Черников напомнил, что законопроект, формирующий единые подходы к работе уполномоченных, буквально «выстрадан профессиональным сообществом». Работа над документом, по его словам, ведется уже полтора десятка лет.

Обсуждаемый документ необходим по ряду причин, заявил Черников. В частности, он позволит обеспечить равное право всех граждан на доступ к уполномоченным по правам человека. Кроме того, в настоящее время, по его словам, правовое положение уполномоченных в субъектах РФ не унифицировано. «Еще одна причина в пользу принятия этого законопроекта – потребность в расширении инструментария уполномоченного по правам человека. Кроме того, необходимо расширение гарантий независимости действий региональных уполномоченных», - сказал он.

В свою очередь, уполномоченный по правам человека в городе Москве Татьяна Потяева также отметила, что принятие законопроекта, который формирует единые подходы к институту уполномоченных по правам человека в регионах, давно назрел и обсуждался профессиональным сообществом.

По мнению Потяевой, ее коллеги в субъектах РФ, в отличие от столицы, не всегда имеют в достаточной степени возможность защищать права жителей своих регионов. «В Москве законодательство достаточно прогрессивное и уполномоченный по правам человека является независимой личностью. А во многих субъектах зачастую они являются заместителями губернатора, некоторые входят в аппарат губернатора. Уже ясно, что независимыми они быть никак не могут», - сказала она, напомнив, что в большинстве регионов на сегодняшний день работает две единицы защитников прав человека – уполномоченный по правам человека и уполномоченный по правам ребенка.

«Для нас важно, чтобы новый закон действительно отвечал реалиям сегодняшнего дня и его потребностям с точки зрения упрочения роли института уполномоченных по правам человека в субъектах РФ и усиления конституционных гарантий. Надеюсь, что совместными усилиями мы создадим добротный компетентный механизм защиты прав граждан», - заверила Потяева.

Также эксперты Либеральной платформы обсудили вопрос развития института адвокатуры.

По словам президента Федеральной палаты адвокатов РФ Юрия Пилипенко, адвокаты как элемент правовой системы страны сегодня нуждаются в поддержке. «У нас в стране уголовно наказуемо противодействие суду, следствию и много кому еще. Но адвокату, который является частью правосудия, противодействовать можно, не опасаясь какого-либо наказания. Еще одна проблема, где нам нужна помощь государства, - это проблема с защитой по назначению, что связано с поверхностным отношением к своим обязанностям адвокатов и с имеющим место быть сращиванием наших коллег с недобросовестными представителями правоохранительных структур. Даже термин такой существует «карманные адвокаты», – сказал он.

«Я воспринимаю адвокатуру как публично-правовой институт. Если адвокатура – это публично-правовой институт, должны быть гарантии деятельности адвоката и, соответственно, механизмы, которые позволяют обеспечить то, что возложено на адвокатуру государством», – подчеркнул Клишас. Он добавил также, что «внимание к работе адвокатуры есть», а Партия посредством своих платформ, «старается слышать адвокатское сообщество» и реагировать на его инициативы.

Напомним, ранее Клишас сообщал, что широкое обсуждение законопроекта «Об общих принципах организации деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах РФ» с участием регионов пройдет в Совете Федерации.

Законопроектом устанавливаются единые принципы организации деятельности региональных уполномоченных, а также закрепляются общие основы их взаимодействия с органами публичной власти и институтами гражданского общества. Оговаривается, что эти нормы будут действовать на всей территории РФ. В документ включены положения, восполняющие обнаруженные пробелы правовой регламентации и усиливающие гарантии независимости уполномоченных по правам человека в субъектах РФ.

В конце 2016 года на заседании Совета по взаимодействию с институтами гражданского общества при рассмотрении вопроса о перспективах развития института уполномоченных по правам человека председатель Совфеда Валентина Матвиенко дала поручение о разработке и внесении такого законопроекта. 

Целью Либеральной платформы «Единой России» является укрепление и становление таких неотъемлемых ценностей и основ как свобода, справедливость, эффективное судопроизводство, частная собственность. Либеральная платформа Партии призвана противопоставлять большинству мер, направленных на ограничение прав и свобод, предлагать альтернативные меры, содержащие иные способы решения конкретных внутриполитических задач вне несоразмерного и необоснованного поражения граждан в правах и свободах.

Общественная приемная