Кидяев предложил отдать на местный уровень налог на малый бизнес
2014 год займет особое место в истории местного самоуправления нашей страны, уверен глава комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Виктор Кидяев. Выступая в среду, 9 июля, в ходе заседания Совета по местному самоуправлению при председателе Государственной Думы, Кидяев напомнил, что в декабре 2013 года в Послании Федеральному Собранию президент России Владимир Путин призвал привести местное самоуправление «в соответствие со здравым смыслом и с требованием времени».
«Чтобы выполнить задачи, которые поставил перед нами президент, была проведена большая работа» - заметил глава думского комитета.
Он напомнил, что Госдумой приняты два федеральных закона – 136-й и 165-й, «законы очень важные, их давно ждали на местах». «Это новый этап муниципального строительства, - заметил Кидяев. - Предыдущий этап, от которого нас отделяет 10 лет, связан с принятием Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Депутат сообщил, что тогда была сформирована единая модель организации местного самоуправления, с одинаковой схемой формирования местной власти по всей стране, с одинаковыми полномочиями у всех муниципальных образований. При этом возможности субъектов Российской Федерации регулировать муниципальные вопросы были очень ограничены, заметил он.
«Сейчас ситуация в корне меняется, - сказал глава думского комитета. - Изменилась региональная власть, она стала более зрелой и ответственной. Мы уходим от шаблонов. Вариативность, многообразие форм – это и есть признаки истинного федерализма».
Субъектам Федерации даются широкие права, касающиеся вопросов создания городских округов с внутригородским делением, передачи части функций от сельских поселений к муниципальным районам и обратно, перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов. Кидяев также отметил, что в законодательство внесены изменения, касающиеся полномочий местного самоуправления по совершению отдельных нотариальных действий, а также регистрации актов гражданского состояния внесены нами.
«Работа сделана большая, мы её будем продолжать уже в режиме точечной корректировки, - заявил депутат. - При этом нам необходим мониторинг регионального законодательства в связи с применением положений 136-ого федерального закона».
В этой связи он сообщил, что профильный комитет со своей стороны уже начал отслеживать законы субъектов в этой части. «И очень надеюсь, что эту задачу дальше мы будем решать не в одиночку, а совместно с Минрегионом, с Минфином», - добавил парламентарий.
Кидяев подчеркнул, что помимо вопроса полномочий есть два важных перспективных направления. «Первое – это кадры», - отметил глава думского комитета, напомнив о принятом 1 июля в первом чтении законопроекте, создающим условия общероссийской доступности вакансий на муниципальной службе через Интернет.
«Уверен, что формирование единой базы вакансий создаст прозрачные механизмы конкурсного отбора кандидатов, расширит возможность подбора новых специалистов», - заявил парламентарий.
Второе направление касается финансов и экономической деятельности МСУ. Кидяев выразил сожаление, что структурное сравнение доходной базы земств и современных местных бюджетов складывается не в пользу последних. «Сейчас в доходах муниципалитетов явно доминируют дотации, субсидии и субвенции. Налоговые доходы не превышают трети, при этом, в отличие XIX века, они практически не связаны с усилиями местных властей по развитию территории», - сказал депутат.
По мнению главы думского комитета, за местными бюджетами необходимо закреплять те налоги, на развитие базы которых может повлиять муниципальная власть. «Вот почему, например, мы последовательно выступаем за передачу местным бюджетам «упрощёнки» – то есть налога на малый бизнес. Также мы предлагаем передать в местные бюджеты 2% от налога на прибыль организаций, зачисляемые сейчас в федеральный бюджет. Отчисления от НДФЛ должны, конечно же, поступать в бюджет по месту жительства граждан», - перечислил он.
«Более того, уверен, мы не сможем обойтись и без еще одного шага. Дело в том, что те налоги, которые мы сейчас называем местными, местными не вполне являются. В том же земельном налоге можно лишь скорректировать ставку в определенных переделах, да установить или отменить льготы. Но если мы говорим об укреплении муниципалитетов, то нам придётся предоставить возможность введения, например, местных сборов», - заявил глава думского комитета, уточнив при этом, что они должны отражать местную специфику и быть ограничены разумными пределами законом.
«Это могут быть сборы на благоустройство, за право добычи общераспространенных полезных ископаемых, за использование местной символики и прочее, - предположил Кидяев. - Поскольку местное самоуправление – это еще и публичная власть, то у власти должны быть все ее атрибуты, в том числе и налоговые. А нищую власть никто уважать не станет».
«Надо отдавать финансы и ресурс. Инвестируя в социальные объекты, дороги, инвестируя в провинцию, развивая дееспособную местную власть, мы не просто решим бухгалтерскую задачу. Мы сделаем всю нашу страну, а не только столицы, местом, привлекательным для жизни и работы», - подчеркнул глава думского комитета.