Какой должна быть доступная среда в школе? Разъясняет Михаил Терентьев
Несмотря на активное внедрение стандартов доступности в средних общеобразовательных учреждениях, сегодня примерно каждая десятая школа может считаться доступной для людей с ограниченными возможностями. Для того, чтобы образовательная организация считалась безбарьерной, необходимо соблюдение сразу нескольких условий. Об этом ER.RU рассказал координатор партпроекта «Единая страна — доступная среда», зампредседателя комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Терентьев («Единая Россия»).
«Прежде всего, все новые школы должны быть оборудованы с точки зрения архитектурной доступности, на основании свода правил №59 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». В соответствии с ними должен быть сделан ровный заезд или пандус, двери должны иметь ширину не менее 90 см. Классы оборудуются так, чтобы человек на коляске мог нормально заехать и передвигаться по ним. Также обязательно наличие туалета, доступного для посещения на коляске. Специальные требования выдвигаются к оборудованию спортивного зала и раздевалкам. Еще один важный момент связан с эвакуацией. Сегодня, к примеру, существуют специальные технологии, которые позволяют человеку в случае задымления остаться и переждать опасность в комнате, куда не может попасть дым», – рассказал парламентарий
Помимо ориентированности на маломобильных, доступная среда в школе подразумевает наличие элементов для слабовидящих и слепых, а также имеющих нарушения слуха людей.
«Доступность» предусматривает наличие всей необходимой педагогам, ученикам и посетителям информации о деятельности школы в удобном месте и формате. Речь идет в том числе об установке тактильных табличек, с помощью которых человек с ослабленным зрением может ориентироваться. Также при входе должна располагаться мнемосхема с рельефным отображением плана здания и расположенных в нем объектов. Благодаря этому наощупь можно понять где и что находится, – пояснил Михаил Терентьев. – Для глухих учеников, если такие есть в школе, должна быть предусмотрена возможность организации сурдоперевода. Для этого не обязательно иметь в штате специального человека, сейчас есть возможность организации онлайн-перевода. Но каждый раз надо исходить из конкретной ситуации».
Сегодня, подчеркнул координатор партпроекта, новые школы сразу должны полностью соответствовать требованиям «доступности». Все необходимые элементы устанавливаются в зданиях и на территории еще на этапе строительства. Постепенно переоборудуются и старые школы.
«В этом случае приходится думать относительно разумной организации учебного пространства под каждого конкретного человека с инвалидностью в зависимости от его заболеваний. Например, если речь идет об ученике с расстройством аутистического спектра, то это должна быть масштабная процедура, с организацией тьюторства, сопровождения. В любом случае система обучения должна быть очень гибкой с точки зрения разнообразия существующих сегодня нозологий», – отметил депутат Госдумы.
Он добавил, что «Единая Россия» в этом году провела по всей стране проверки «доступности» школ для людей с ограниченными возможностями здоровья. Полученные результаты сравнили с показателями пятилетней давности.
«На основании проведенных нами мониторингов полностью «доступных» школ в 2015 году было 2%, в 2020 году – 8%. Школ, оборудованных минимальным набором элементов «доступности», в 2015 году было 60%, сейчас стало 70%. Самое простое, что можно сделать – установить пандус. Однако при этом внутри школы может, например, отсутствовать лифт. То есть, постарались как-то разумно приспособить здание для людей с инвалидностью, но получается, войти они в школу могут, а что дальше делать – непонятно. Здесь помогает дифференцированный подход к организации учебного процесса, например, проведение занятий только на первом этаже», – заключил парламентарий.