Исаев: Защита или конфискация?
Председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Андрей Исаев в статье, вышедшей в четверг, 14 ноября, в газете «Комсомольская правда», назвал ложью утверждения о том, что средства граждан, находящиеся в негосударственных пенсионных фондах, будут конфискованы. ER.RU публикует эту статью.
«Госдумой в первом чтении принят проект закона о праве выбора между накопительной и страховой частями пенсии.
За законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения» проголосовало рекордное для сложных социальных законопроектов количество депутатов – 427. Его поддержали все парламентские фракции.
И этот же закон вызвал ожесточенную реакцию со стороны ряда либеральных экспертов и политиков, поспешивших заявить, что он якобы конфискует у миллионов (некоторые даже говорили «десятков миллионов») людей их пенсионные накопления. Так ли это? И в чем суть закона?
Закон устанавливает реальное право гражданина выбрать: участвует он в накопительной системе или нет. Накопительная система, созданная вроде бы в интересах граждан, была сформирована в 2002 году как обязательная. До принятия этого закона все граждане моложе 1966 года рождения должны были участвовать в формировании накопительной части пенсии независимо от собственного желания. Часть средств (6% от фонда оплаты труда), перечисляемых работодателем в Пенсионный фонд России, должна была направляться в их накопительную пенсию. Людям была предоставлена лишь возможность избрать себе негосударственный пенсионный фонд или управляющую компанию, которые в дальнейшем распоряжались бы этими деньгами. Определенная часть граждан пошла по этому пути. Но абсолютное большинство такая перспектива не заинтересовала. Это большинство наши либеральные эксперты презрительно именовали «молчунами». «Молчуны» - это те, кто не захотел принимать участие в играх с размещением средств на финансовом рынке и предпочел полностью возложить ответственность за свою будущую пенсию на государство. Однако, находясь в тисках ранее установленного законодательства, государство могло размещать эти средства только в ценных бумагах. Имея дело со столь крупными суммами и ответственностью перед огромным количеством людей, власть, разумеется, действовала по «консервативному сценарию», то есть размещало деньги в надежных, но в силу этого малодоходных бумагах. Редко доход от такого размещения превышал уровень инфляции. Таким образом, деньги не накапливались, а фактически убывали. А ведь эти средства были отвлечены от очень значимой функции – выплаты пенсий нынешним пенсионерам.
Здесь необходимо пояснить, что накопление будущей пенсии людей сегодня происходит в двух видах: есть страховая часть и накопительная. Взносы, перечисляемые в страховую часть, «с колес» идут на выплату пенсий нынешним пенсионерам, при этом накапливаются не реальные деньги, а обязанности государства рассчитаться с гражданином в будущем за вложенные средства. Накопительная часть – это реальные деньги, которые отрываются от выплат нынешних пенсий и участвуют в финансовой игре.
После долгих общественных дискуссий законодатели справедливо рассудили, что для тех граждан, кто не хочет участвовать в накопительной системе, возможность полностью направить все выплачиваемые за них взносы в страховую часть пенсии должна быть предоставлена. Тем более, опыт показал: страховая пенсия индексируется более высокими темпами, чем накопительная. Максимальная доходность средств, размещаемых негосударственными пенсионными фондами, составляет 8% в год, а средняя – 3-6%. Страховая же часть пенсии индексируется, как правило, на уровне 10% в год и выше.
Теперь для того, чтобы участвовать в накопительной системе, необходимо подать заявление и указать конкретный негосударственный пенсионный фонд или управляющую компанию. Для того чтобы не участвовать, достаточно промолчать. Тем, кто хочет изменить свой статус (допустим, человек был «молчуном», но хочет участвовать в накоплении или участвовал в накоплении, но разочаровался и хочет возложить ответственность целиком на государство), также нужно будет написать заявление. Закон продлил возможность подачи такого заявления на 2 года – до 31 декабря 2015. Для тех граждан, которые впервые приступят к трудовой деятельности с 1 января 2014 года, закон продлевает эту возможность выбора на пять лет.
Что же вызвало в законе наибольшую критику со стороны наших оппонентов? Содержащееся там положение о том, что негосударственные пенсионные фонды будут получать соответствующие средства от граждан только в том случае, если пройдут, условно говоря, «санацию» (оздоровление), то есть будут проверены на предмет их финансовой состоятельности, преобразованы в открытые акционерные общества и войдут в систему гарантирования сохранности пенсионных денег, аналогичную существующей сегодня системе гарантирования вкладов. Такие меры необходимы для того, чтобы защитить граждан от недобросовестных игроков на пенсионном рынке, тех, кто готов взять деньги, но отвечать за них в будущем, увы, не собирается (своего рода продленных во времени «МММ»). А таковые, к сожалению, есть.
Так, в 2012-2013 годах Федеральная служба по финансовым рынкам аннулировала лицензии 10 негосударственных пенсионных фондов: НПФ «Сибирский межрегиональный», НО НПФ «Семейный», НПФ «Трансстрой», НПФ «ПНПФ», НПФ «Объединенные регионы», НПФ «Подольский», НПФ «Железнодорожный», НПФ «Империя», НПФ «Промрегион», НПФ «Генеральный». Причем из более 400 млн. рублей обанкротившихся фондов на счета граждан в Пенсионный фонд России, как этого требует закон, удалось вернуть менее четверти – около 100 млн. рублей. Еще к 28 НПФ из 97 имеющихся предъявлены претензии, они находятся на грани банкротства.
Это уже не шутки. За деньги, перечисляемые в рамках обязательных пенсионных отчислений, в любом случае будет отвечать государство.
Активность наших оппонентов на самом деле не имеет ни малейшего отношения к «миллионам граждан», так как 90% лиц, выбравших НПФ, направили свои средства в фонды крупных корпораций, которые не опасаются «санации», они пройдут ее спокойно. Не выдержат проверки условные кооперативы «Ромашка», действующие на рынке пенсионных услуг. Именно за интересы подобного рода «лавочек» вступились Навальный, Гудков-младший и иже с ними.
В своей борьбе против наведения порядка в системе размещения пенсионных денег эти господа утверждали, что пройдет конфискация средств у людей. Это ложь. Речь идет лишь о том, чтобы временно, до прохождения «санации» негосударственными пенсионными фондами направлять все взносы работодателей за граждан на их персональные счета в страховую часть. Ни о какой конфискации или изъятии денег речи быть не может, поскольку нельзя конфисковать то, чего нет, а только планируется перечислить в будущем. Средства, которые уже накоплены гражданами, включая дополнительные взносы работодателей и иные начисления, не пропадут, они останутся на их счетах в негосударственных пенсионных фондах и управляющих компаниях. А деньги, перечисляемые за работников в 2014 году, послужат увеличению объема их страховой пенсии и будут проиндексированы на уровень, существенно превышающий инфляцию.
Понимая, что принимаемое решение верно и служит интересам людей, все представленные в Государственной Думе политические партии проголосовали за предложенный законопроект».