Исаев: Социальное развитие Крыма и Севастополя
Депутаты Государственной Думы так же, как и все россияне, искренне рады воссоединению нашей страны с Крымом и Севастополем. Мы считаем это политически назревшим решением. Никакие трудности не должны приводить к оспариванию правильности воссоединения.
Но поскольку социальные системы Украины и России далеко ушли друг от друга, потребуется серьезная кропотливая работа для того, чтобы постепенно привести их в соответствие в Крыму и Севастополе. Причем работа будет двухуровневая.
Работа первого уровня – это инвентаризация и обеспечение реализации уже существующих социальных обязательств перед крымчанами и севастопольцами.
Работа второго уровня – подготовка и дальнейший переход Крыма и Севастополя на российские законодательные рельсы. Необходимо создать дорожные карты по внедрению в новых субъектах Федерации российской пенсионной системы и системы социального страхования. Эта работа будет продолжаться до 1 января 2015 года. Удачное совпадение заключается в том, что целый ряд наших важнейших социальных законов вступает в силу как раз с этого времени. Это и пенсионные законы, и закон об основах социального обслуживания населения, и закон о специальной оценке условий труда. Они везде заработают одномоментно.
Естественно, что информационные базы по Крыму и Севастополю Киев нам не передал и передавать не собирается. База пенсионеров восстанавливалась местными органами, занимающимися пенсионным обеспечением граждан.
В марте Россия полностью закрыла долги Украины перед крымчанами и севастопольцами по пенсиям. А с апреля для жителей Крыма и Севастополя в соответствии с указом Президента РФ будет установлена специальная доплата, равная в апреле – 25% от их пенсии, в мае – 50%, в июне – 75%, в июле – 100%. Начиная с 1 января, они будут получать пенсии в соответствии с российским законодательством.
В России сегодня гораздо более развитая система социальной поддержки, чем на Украине. Например, в украинском законодательстве нет отдельно выделенной категории «инвалиды Великой Отечественной войны», особо поддерживаемой у нас. Там эти лица включены в категорию «инвалиды военной травмы». Сейчас в Крыму и Севастополе потребуется составление специального реестра, который соответствовал бы российским стандартам.
Иногда вопросы связаны не только с прямыми бюджетными расходами, но и просто с состоянием экономики наших новых регионов. Например, в Российской Федерации существует минимальный размер оплаты труда - 5554 рубля. По Конституции РФ любой гражданин России, а крымчане и севастопольцы стали гражданами нашей страны, имеет право получать в месяц не меньше этой суммы. Но та сумма, которая для нас является минимальной, приближается к средней зарплате в Крыму и Севастополе. И мы понимаем, что если с завтрашнего дня мы просто введем эту норму на территории новых субъектов Федерации, мы поставим в сложные условия очень многие предприятия, особенно малые и сельскохозяйственные. Поэтому нам в скором времени предстоит принять переходное положение о поэтапном повышении минимального размера оплаты труда крымчан и севастопольцев до общероссийского уровня. Причем это будет сделано не региональным, а федеральным законом, потому что по Конституции только федеральный закон регулирует МРОТ.
Кроме того, нам нужно провести переговоры с парламентами Крыма и Севастополя о поддержке «детей войны».
Таким образом, нам необходимо принять целый пакет решений, касающихся новых регионов и направленных на то, чтобы все крымчане и севастопольцы выиграли в социальном плане от вхождения в состав России.