Исаев - о социально значимых законопроектах осенней сессии
В Государственной Думе в среду, 1 октября, состоялась встреча членов комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов с руководством Министерства труда и социальной защиты. Во встрече приняли участие министр труда и социальной защиты Максим Топилин, руководители Пенсионного фонда и Фонда социального страхования, представители Экспертного совета при профильном комитете Госдумы, сообщает ER.RU.
Открывая заседание, председатель комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Андрей Исаев отметил, что сложившаяся практика работы социальных блоков Госдумы и правительства заслуживает положительной оценки.
В своем выступлении глава думского комитета подробно рассказал о приоритетных законопроектах осенней сессии нижней палаты парламента.
«Мы приняли по инициативе правительства законопроект об особенностях регулирования трудовых отношений в Республике Крым и в городе федерального значения Севастополе. Документ нацелен на решение в самом лучшем варианте для новых граждан Российской Федерации вопросов, связанных с их трудом и занятостью. Но остается неурегулированной одна важная тема – это вопрос наделения исполнительных органов власти Крыма и Севастополя полномочиями по осуществлению надзора и контроля. Поэтому мы предлагаем рассмотреть вопросы в кратчайшем порядке. Мы готовы как депутаты внести отдельный законопроект об изменениях в Кодекс об административных правонарушениях. В отсутствие санкций, к сожалению, некоторые права не работают. Поэтому соответствующую меру мы готовы предложить правительству обсудить в самое ближайшее время», - сообщил Исаев.
«У нас подготовлены два законопроекта, которые касаются развития социального партнерства. Это внесение изменений в закон о профсоюзах и внесение изменений в закон об объединениях работодателей. Мы сознательно хотели, чтобы они были приняты одновременно, поскольку они укрепляют позиции одной и другой стороны», - рассказал парламентарий.
«По закону о профсоюзах есть ряд замечаний, которые нуждаются в доработке на рабочей группе. Мы просили бы министерство активизировать работу по этому направлению», - добавил Исаев.
«Что касается закона об объединениях работодателей, мы долго над ним работали. С нашей точки зрения он готов, и его надо принимать. Поэтому если нет возражений, мы бы попросили помочь в работе с правовым управлением президента для того, чтобы закон был принят в осеннюю сессию в обязательном порядке», - заявил глава думского комитета.
Исаев отдельно остановился на вопросе регулирования труда научных и творческих работников. По его словам речь идет о двух законах, которые касаются научных работников, руководителей научных организаций и их заместителей, а также работников культуры, в первую очередь артистов, кинематографов, работников театрально-концертных организаций.
Глава комитета Госдумы выразил пожелание, чтобы поправки в Трудовой кодекс рассматривались только в профильном комитете. «Мы считаем, что Трудовой кодекс – это цельный документ. Как только мы дадим возможность обсуждать его фрагментарно и по отдельным отраслям, мы не найдем единых прав работников. Поэтому мы настояли, что наш комитет является ответственной стороной, а наши коллеги являются соисполнителями. Мы, как правило, формируем рабочие группы, чтобы вместе с ними этот закон доработать. К сожалению, не так обстоит дело в правительстве. Ответственным за законы, касающиеся Трудового кодекса, являются разного рода министерства, в частности Минкульт и Минобрнауки, которые слабо разбираются в вопросах трудового законодательства», - заявил депутат.
По словам Исаева, в осеннюю сессию планируется рассмотреть изменения в статью 195.1 Трудового кодекса, касающиеся применения профессиональных стандартов, а также правительственный законопроект о повышении мобильности трудовых ресурсов.
В ходе встречи парламентарий напомнил, что на сайте Минтруда представлено обязательство вывести минимальный размер оплаты труда (МРОТ) на уровень прожиточного минимума к 2018 году. «Это значит, что мы должны в течение ближайших лет дать ответ о том, каким образом МРОТ будет поэтапно доведен до уровня прожиточного минимума. Вариант, который был в прошлом году, когда мы просто проиндексировали МРОТ на уровень инфляции и сказали, что у нас ведется дискуссия между профсоюзами и работодателями, не будет поддержан Госдумой. Мы настаиваем на том, чтобы получить схему повышения МРОТ до уровня прожиточного минимума. Я понимаю, что есть требования профсоюзов, которые кажутся правительству чрезмерными, есть консервативная позиция работодателей по данному вопросу, но, тем не менее, необходимо выйти на компромиссное решение. Эта сессия должна стать сессией, в которой мы поставим точки над «i» касаемо МРОТ. Этого от нас ждут граждане Российской Федерации», - заявил Исаев.
Говоря о пенсионном обеспечении, он сообщил: «Мы считаем, что, во-первых, в случае сохранения накопительной пенсии в качестве внутриобязательного пенсионного страхования мы хотели бы дать право женщинам, которые направляют материнский капитал на пенсию, выбрать, направлять его в накопительную пенсионную часть. Если мы вообще дали право выбора, то в данном случае только принудительное направление только в накопительную часть выглядит с нашей точки зрения неправильно».
Во-вторых, это отчасти связано с МРОТ, - продолжил Исаев. – Если мы все-таки не приходим к варианту, который бы регулировал МРОТ на уровне прожиточного минимума, то мы, депутаты Государственной Думы, всерьез озабочены тем, что у нас есть категории трудящихся, которые получают сегодня заработную плату ниже прожиточного минимума и которые при новой системе не смогут набрать 30 баллов за обозримый стаж для выхода на трудовую пенсию. В связи с этим мы предлагаем ввести минимальный взнос в Пенсионный фонд. У нас есть максимальный, выше которого работодатель не платит. Мы предлагаем ввести минимальный взнос в размере 1,8 балла, это столько, сколько государство платит за нестраховые периоды».
Глава комитета напомнил, что до сих пор существуют льготы по уплате взносов в Пенсионный фонд, которые гасятся из федерального бюджета. «Мы считаем, что работники предприятий, которые имеют льготы, не могут участвовать в накопительный части пенсии. Потому что это означает перемещение средств федерального бюджета в частные лавочки. Если работник настаивает на своем праве участвовать в накопительной системе, он должен написать заявление работодателю о том, что просит уплачивать взносы за него в полном объеме», - уточнил депутат.
Исаев также призвал не допустить негативных последствий монетизации льгот в Крыму и Севастополе и тщательно подготовиться к принятию закона об унификации социальных обязательств в новых субъектах с российскими законами. Он подчеркнул значимость социальной защиты населения Крыма и Севастополя. «В этих двух субъектах Российской Федерации не проводилась монетизация льгот. Нам, конечно, хотелось бы, чтобы Крым и Севастополь, где неизбежно должна быть произведена унификация с российскими законами, избежали подобного неприятных ситуаций, связанных с монетизацией. Поэтому до сих пор не внесен в Государственную Думу законопроект, который касался бы унификации социальных обязательств для жителей Крыма и Севастополя по отношению к Российской Федерации. Времени остается очень немного, и надо подготовиться к принятию и реализации этого закона надо очень тщательно», - заявил председатель комитета Госдумы.
Он также обратил внимание на необходимость совершенствования механизмов предоставления государственной социальной помощи или набора социальных услуг в части предоставления путевок на санаторно-курортное лечение. Депутат отметил перемену тенденции: раньше льготные категории предпочитали вместо санаторно-курортного лечения денежную компенсацию, теперь наоборот - «люди захотели получать конкретную помощь».
Исаев указал на существующую сейчас несправедливость: «Люди имеют право выбора: деньги или санаторно-курортное лечение. Те, кто выбрал деньги, получают в полном объеме обязательства государства, а те, кто выбрал санаторно-курортное лечение, не получают в таком же объеме и в такой же степени доступности их социальные льготы. Происходит нарушение равенства прав».
По словам парламентария, необходимо тщательно поработать с проектом федерального бюджета – обеспечить соответствующее наполнение Фонда социального страхования, чтобы уровень обеспечения путевками был не менее 50% от числа заявок.
Что касается категории «дети войны», то Исаев отметил: в новых регионах РФ – Крыму и Севастополе – ранее действовал закон о «детях войны». И теперь там предстоит принять региональные нормативные акты для этой категории, чтобы не ухудшать положение граждан. «К тому же комитет намерен поддержать законопроект, внесенный заксобранием Воронежской области, в котором прописано: на федеральном уровне определяется статус «детей войны», а субъекты сами решают вопрос в части мер поддержки», - пояснил депутат.
Исаев выразил уверенность, что в эту сессию будет принят и предложенный правительством законопроект во исполнение решения Конституционного суда. «Мы внесем изменения в статью 4 закона «О ветеранах», чтобы люди, участвовавшие в разминировании территорий или объектов в период с 22 июня 1941 года (а не с февраля 1944-го, как это было ранее записано в законе) получили соответствующие права и статус», - заключил он.