Госдума заслушала отчет о работе Счетной палаты в 2015 году
Решение о наделении главного органа контроля - Счетной палаты - правами, позволяющими эффективно осуществлять свою деятельность, было верным и своевременным. Об этом заявил в среду, 18 мая, член Президиума Генерального совета Партии, глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров, выступая на пленарном заседании Госдумы.
«Сегодня, 18 мая, Государственная Дума заслушала отчет о работе Счетной палаты России в 2015 году. Представленный отчет, как и все предыдущие, убедительно доказывают, что решение о наделении главного органа контроля - Счетной палаты - правами, позволяющими эффективно осуществлять свою деятельность, было верным. И практика показывает, что это было решение не только правильным, но и своевременным», - отметил парламентарий.
Макаров уверен, что каждый депутат ознакомится с отчетом. «Мы уже говорили здесь, наверное, имеет смысл в программы всех партий, участвующих в выборах, просто включать разделы из отчета Счетной палаты. Это будет лучшая экономическая программа, которая может быть предложена избирателям», - заявил депутат.
Глава бюджетного комитета остановился на ряде ключевых моментов. Прежде всего, он отметил, что в 2015 году Счетная палата провела 322 контрольных мероприятий - более 2,5 тысяч объектов во всех субъектах РФ. «И результат: только возвращенных в бюджет средств в 2015 году в 10 раз больше, чем в предыдущем, - как нарастает эффективность этой работы. Но 46 уголовных дел - уже сказал - наверное, это тоже не главный результат», - отметил Макаров.
«Мы с вами помним, как когда рассматривался проект бюджета 2016 года, наверное, самый тяжелый бюджет, когда мы вынуждены были пойти на то, что бюджет рассматривается даже не в трехлетнем, а в однолетнем варианте, как уже здесь во втором чтении нам удалось найти 315 млрд неэффективно расходуемых средств, которые уже во втором чтении были направлены (на финансирование ряда направлений) - это были больницы, это были дороги, эти были интересы граждан», - напомнил парламентарий. «И вот вся эта работа, в первую очередь, основывалась на той аналитической работе,
которая провела Счетная палата», - подчеркнул он.
Депутат коснулся темы федеральных адресных инвестиционных программ. «Именно выводы Счетной палаты позволили принять решение о тех новых подходах не только к формированию, но и рассмотрению федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП), которые теперь будет рассматриваться парламентом. Мы возвращаемся к тому времени, когда парламент рассматривал ФАИПы, и это, безусловно, повышало их эффективность», - говорит Макаров.
«Это те примеры, которые говорят о том, что отчет Счетной палаты следует не просто принять к сведению, а проанализировать. И профильный комитет выступил с предложениями к властям всех уровней: и федеральной, и региональной, и местной власти о том, как выводы Счетной палаты должны быть реализованы в жизнь», - отметил парламентарий.
В своем выступлении Макаров остановился на некоторых вопросах, заслуживающих серьезного внимания. Прежде всего, на взносах в уставные капиталы. «Коллеги, мне кажется это то, что должно быть сейчас поднято как знамя, и с чем мы должны идти к работе над проектом трехлетнего бюджета», - считает председатель комитета. «Ведь действительно, посмотрите 2012-2014 год, перечислены 606,8 млрд рублей, из них инвестиционные проекты - только 13%, а мы говорим о том, что у нас не хватает инвестиционных ресурсов. Да вот вам база для инвестиций - инвестиционные ресурсы есть, просто они не расходуются на инвестиционные цели. Где они? Они лежат в банках, они приносят доходы вместо того, чтобы работать на экономику», - констатировал он.
«Хотел бы обратить внимание, что это немаленькие средства. Когда мы говорим по 2014 году, а это выявилось как раз в результате проверок Счетной палаты, 84,4 млрд рублей остались на счетах в банках, это 55% всех этих ресурсов. Вот наши дальнейшие резервы, вот что должно быть учтено в работе и правительства, и Государственной Думы», - заявил парламентарий.
Макаров также выделил проблему финансирования полномочий регионов. «За 11 лет у нас количество полномочий субъектов выросло с 46 до 105, количество делегируемых полномочий - с 11 до 117. Мы передавали делегируемые полномочия с деньгами, но тогда простите, о каком секвестре, о каком сокращении средств на эти полномочия может идти речь? Между тем эти полномочия каждый раз в бюджете, когда речь идет о сокращении, также сокращаются», - заявил он.
«Если правительство, если финансово-экономический блок считает, что это полномочие можно выполнить за меньшую сумму, необходимо забрать их обратно на федеральный уровень, а не заставлять регионы выполнять федеральные полномочия за те средства, которые за эти средства быть выполнены не могут», - говорит парламентарий. В этой связи он сообщил, что по поручению председателя правительства РФ Дмитрия Медведева работает комиссия под руководством (вице-премьера) Дмитрия Козака. «Вместе со Счетной палатой мы работаем в этой комиссии для того, чтобы определить все эти полномочия для того, чтобы понять, какое количество средств необходимо для того, чтобы эти полномочия стали выполнимы и для того, чтобы решить эти задачи, уже при подготовке и рассмотрении бюджета 2017-2019 годов», - сказал председатель комитета.
Также Макаров обратил внимание на реализацию инвестиционных проектов за счет Фонда национального благосостояния. «Очень важное решение. Но посмотрите, условно, ЦКАД - про «РЖД» говорила Татьяна Алексеева Голикова - не буду повторять, посмотрите, освоено 12,6 млрд рублей, а сколько это от того что выделялось? 58%», - констатировал он. «Послушайте, зачем от нас требовали 20 с лишним миллиардов на эту тему? Было ясно, что они не будут освоены, деньги пролежали мертвым грузом, в результате - что, у нас не куда было потратить эти средства - на те же дороги?» - рассуждает он.
«То есть анализ Счетной палаты - это не попытка ткнуть кого-то физиономией непонятно куда, это предложение: ребята, исправляйте ситуацию, у вас есть огромные резервы. Вопрос о том, чтобы этими резервами эффективно, подчеркиваю, эффективно распорядится», - говорит депутат.
«Тем более у нас есть блестящий опыт. Вспомните, когда из Фонда национального благосостояния 150 млрд мы направили на проект «Ямал-СПГ» 150 млрд бюджетных рублей, а (общая стоимость) проекта 27 млрд долларов, в который пришли крупнейшие инвесторы, европейские и китайские. Уже сегодня эффект от этих средств в том, что 650 предприятий в 55 регионах страны загружены работой, более 0,5 трлн рублей пошли на заказы для российских предприятий, уже за 100 тысяч перевалило количество квалифицированных высокооплачиваемых рабочих мест, которые созданы по этому проекту. Новейший аэропорт международного класса в Заполярье, порт, новейшая инфраструктура, новейшие технологии, - вот на самом деле то, на что мы должны ориентироваться в результате того анализа который делает Счетная палата», - делает вывод Макаров.
Макаров обратился к председателю Государственной Думы Сергею Нарышкину с просьбой изменить регламент. «Может, нам все-таки пересмотреть стандарт. Для этого, Сергей Евгеньевич, наверное, понадобятся изменения в регламент - мы об этом уже говорили - «правительственного часа». Когда приходят сюда министры и начинают рассказывать о себе любимых, может быть, они замечательные, и они нам всем нравятся, но очень бы хотелось, чтобы отчет любого министра начинался, заканчивался и содержал главное: на что пошел каждый рубль из тех госпрограмм, которыми они занимаются, и как эти средства сказались на жизни людей: стала жизнь лучше или нет», - предложил председатель профильного комитета.
«Комитет по бюджету предлагает принять к сведению отчет Счетной палаты», - заключил Макаров.