Госдума вернется к обсуждению закона об основах торговли
Российские потребители предъявляют все более высокие требования к качеству товаров. К такому выводу пришли участники круглого стола «Доступность отечественных продуктов питания как фактор продовольственной безопасности России», прошедшего в Мордовии в рамках партийного проекта партии «Единая Россия» «Народный контроль».
Перед круглым столом его участники посетили несколько магазинов – от федеральных сетей до магазина шаговой доступности и рынок, где, в первую очередь, обращали внимание на присутствие на полках магазинов товаров отечественных и региональных производителей.
Отношения, которые складываются между производителями товаров и торговыми предприятиями простыми назвать сложно. Как отметила член Генсовета «Единой России», заместитель председателя комитета Госдумы по аграрным вопросам Надежда Школкина, когда в 2009 году принимался закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», дискуссии были бурными, эти вопросы обсуждаются до сих пор.
По данным союзов и ассоциаций АПК, в 75% случаев для производителей продуктов питания условия заключения договоров поставки продукции в розничную сеть после введения в действие закона не изменились. При этом 20-25% поставщиков указывали на ужесточение и усложнение договорных условий с крупными торговыми сетями. В частности, вознаграждение, превышающее установленным законом максимальный размер на 10%, фактически переросло в массовые скидки. Поставщикам предлагается снижать отпускные цены или оплачивать маркетинговые платежи.
Также, подчеркнула Школкина, расширена линейка штрафных санкций, штрафуют за все, включая «снижение качества», опоздание к разгрузке и прочее. При этом если разгрузка сорвана по вине торговой организации, санкции не применяются. «Возврат продукции – еще один из часто задаваемых вопросов сельхозпроизводителями и переработчиками, особенно актуален он для продукции с короткими сроками хранения, в частности, для хлебопекарной промышленности», - сообщила зампред думского комитета.
«Ради объективности стоит отметить, что и торговые сети имеют претензии к отечественному производителю. Потребитель действительно сегодня более требователен, он готов заплатить больше, но за это получить товар качественный, чистый и упакованный в необходимом количестве», - констатировала Школкина.
Она добавила, что в осеннюю сессию Госдума вернется к рассмотрению закона о торговой деятельности. Комитет по аграрным вопросам уже внес поправки, касающиеся ограничения торговой наценки на социально-значимые товары. Также, по словам парламентария, члены комитета будут настаивать на консолидированной ответственности сетей за возврат продукции, на едином договоре поставки, доли присутствия на полках регионального производителя.
«Для увеличения доступности отечественных продуктов необходимо пересмотреть аграрную политику в целом, переходя на прямую поддержку сельхозпроизводителя, нивелируя роль института субсидирования процентных ставок, развивать инфраструктуру и логистику агропродовольственного рынка, строить собственные региональные распределительные центры, развивать региональные бренды», - считает Школкина.
По ее мнению, развитие российских брендов и продвижение российской продукции за рубежом должно стать частью государственной политики. «Мы, кстати, неоднократно предлагали правительству создать для этих целей отдельное Агентство по продвижению продукции за рубежом, понимая, что производителю трудно и затратно самостоятельно выйти на иностранный рынок. Однако в этом дополнительный резерв для отечественных сельхозпроизводителей, особенно в условиях ВТО», - заключила депутат.