Госдума ратифицировала договор о зоне свободной торговли
Государственная Дума РФ на пленарном заседании во вторник, 20 марта, ратифицировала договор о зоне свободной торговли. Как заявил замминистра экономического развития Российской Федерации Алексей Лихачев, «Соглашение о свободной торговле – это не только документ, который регулирует собственно обращение товаров, зачастую в его сферу входит также обращение услуг, работ, создание транспортных правил на основе норм и принципов Всемирной торговой организации», передает ER.RU.
Напомним, что договор был подписан в октябре 2011 года в Санкт-Петербурге на заседании Совета глав правительств СНГ. Договор подписали восемь стран-участниц СНГ: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдова, Таджикистан, Россия и Украина. Отметим, на подписавшие договор стороны приходится порядка 93 процентов товарооборота России с государствами-участниками СНГ. Азербайджан, Туркмения и Узбекистан пока не присоединились к договору, они эту возможность еще рассматривают.
Лихачев отметил, что договор устранит все пробелы в этом направлении и сможет «заменить собой всю базу двух- и многосторонних соглашений СНГ, и создать условия для полноценного и эффективного функционирования зоны свободной торговли на пространстве СНГ».
По словам замминистра экономического развития, договором предусмотрены «серьезные современные инструменты торговой политики: применение мер торговой защиты, правил субординации, применение мер технического, санитарного и фитосанитарного контроля и таможенное администрирование». Кроме того, «важным является наличие в договоре механизма разрешения споров». Вместо существующих ныне консультаций предлагается конкретная процедура рассмотрения спора. Инструменты будут выбирать государства-участники.
По мнению заместителя председателя комитета Госдумы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками Олега Лебедева, «договор о зоне свободной торговли устраняет существующие недостатки юридической базы, полностью совместим с нормами ВТО, с точки зрения понятийного аппарата и базовых дисциплин».
«В договоре присутствует инструмент принуждения сторон, нарушающих договоренности по выполнению своих обязательств. Таким инструментом являются правила разрешения споров. В случае недостижения согласия спор может по выбору сторон быть передан на рассмотрение экономического суда СНГ или комиссии экспертов», - сообщил Лебедев.
Также в договоре предусмотрено право стран-участниц самостоятельно оперативно реагировать на возможные угрозы, если от третьих лиц происходит ущерб в связи с торговлей.
И наконец, договор содержит конкретный перечень изъятий, продолжил Лихачев, «он крайне невелик по импортным пошлинным и для России, и в адрес России, а по экспортным пошлинам полностью соответствует взятым на себя обязательствам Российской Федерации в рамках присоединения к ВТО». «В него вошли основные параметры, интересующие нас с точки зрения или существующих, или потенциально вводимых экспортных пошлин, в том числе нефть, нефтепродукты, лесоматериалы и сырье для металлургии, - сообщил Лихачев. – Также необходимо учитывать, что с учетом членства Киргизии и Таджикистана в ЕврАзЭс мы будем вести с нашими партнерами разговор на двусторонней основе по регулированию экспортных пошлин в двусторонней основе».
Самые важные положения, предусмотренные в договоре, по мнению Лихачева, предусматривают «мостики» о дальнейших переговорах в сфере регулирования госзакупок, разработки соглашений о транзите трубопроводным транспортом и другие.