"Бюджетное правило" защитит страну от длительного снижения цен на нефть
Госдума приняла в пятницу, 14 декабря, во втором и заключительном третьем чтении законопроект об использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета. Инициативу поддержал 240 депутатов во втором и 238 депутатов в третьем чтении.
Законопроект позволит рассчитывать базовую цену для фиксации предельного уровня бюджетных расходов в следующем году как среднюю за пять лет, в 2014 году – за шесть лет, в 2015 году – за семь лет, с 2018-го же года за десять лет.
Инициатива позволит использовать базовую цену на нефть для определения предельного уровня расходов бюджета. Расходы в этом случае не могут превышать расчетную величину доходов при базовой цене, которая была бы увеличена на дефицит бюджета в 1% ВВП.
Законопроект содержит в себе дополнительный механизм защиты от длительного снижения цен на нефть. Использоваться нефтегазовые доходы будут по следующей схеме. Если цена на нефть превышает базовую, дополнительный доход будет идти в Резервный фонд до тех пор, пока средства, содержащиеся в нем не достигнут 7% от ВВП страны. После того, как объем резервного фонда превысит данный предел, доходы от продажи нефти и газа будут направляться в Фонд национального благосостояния.
Кроме того, в соответствии с законопроектом, правительство сможет использовать часть дополнительных нефтегазовых доходов на замену источников финансирования дефицита. Планируется, для выполнение этих задач не понадобится вносить поправки в закон о бюджете.
Если цены на нефть будут складываться ниже базовой, средства Резервного фонда будут направляться на покрытие дефицита объема не поступивших в бюджет средств.
По словам председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрея Макарова, «бюджетное правило» состоит в том, что на расходы могут относиться не на все нефтегазовые доходы, а только взятые по специальному расчету. «Расчет предлагается делать исходя из средней цены на нефть за 5 лет. Потом с каждым годом добавляется один год для расчета средней цены на нефть, и эта цена берется базовой для утверждения тех средств, которые могут быть направлены на расходы», - сказал парламентарий.
Как отметил глава думского комитета, эта задача определяется необходимостью не угадывать, какой будет цена на нефть, а брать среднюю за достаточно большой промежуток времени, чтобы в случае резкого падения цены на нефть, это не сказалось на выполнимости бюджета. «Тогда, независимо от скачков цены на нефть, не создается рисков для бюджета», - подчеркнул он.
Макаров также отметил, что бюджетное правило предусматривает, что дополнительные доходы, при большей цене на нефть, чем расчетная цена, сначала зачисляются в резервный фонд до определенного размера. «Пока предполагается, что этот размер составит 7% ВВП, а когда резервный фонд превысит этот параметр, то половина этих доходов будут направляться в Фонд национального благосостояния, а другая половина – на инфраструктурные проекты», - заключил парламентарий.