Госдума приняла в первом чтении законопроект о добровольном изучении национальных языков
Государственная Дума приняла в первом чтении проект поправок в закон «Об образовании в РФ» в части изучения родного языка из числа языков народов РФ и государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации.
Законопроектом предлагается уточнить, что преподавание и изучение государственных языков республик РФ осуществляется на добровольной основе не в ущерб преподаванию и изучению государственного языка РФ, а право на изучение родного языка из числа языков народов РФ реализуется в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, с учетом потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей). Предусматривается, что учет мнения обучающихся и их родителей (законных представителей) при выборе языка обучения и воспитания, изучаемого родного языка из числа языков народов РФ и государственных языков республик РФ должен осуществляться на основании письменных заявлений родителей (законных представителей).
Как заявила на пленарном заседании палаты член комитета Госдумы по образованию и науке, координатор партийного проекта «Единой России» «Новая школа», одна из авторов документа Алена Аршинова, тема изучения национальных языков «не должна регулироваться подзаконными актами». «Такая тема должна быть отражена в профильном законе «Об образовании», - уточнила она.
«На протяжении нескольких лет я получаю жалобы, обращения родительского сообщества разных регионов, они жалуются на принудительное изучение государственных и родных языков регионов, - сообщила депутат.
Аршинова напомнила, что соответствующее поручение решить проблему озвучил Президент РФ Владимир Путин, и после поручений главы государства было организовано несколько проверок прокуратуры. По итогам проверок выявлены многочисленные нарушения законодательства разного характера. В частности, по словам парламентария, было выявлено снижение объемов преподавания русского языка, навязывалось незаконное тестирование, которое являлось даже неким фильтром перед сдачей государственной итоговой аттестации.
Депутат подчеркнула, что необходимо «сохранить баланс реализации конституционного права граждан на свободный выбор языка, воспитание и обучение, а также возможности изучения государственных и родных языков».
В свою очередь, председатель комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов отметил, что ни в одной стране мира нет такого большого количества языков, которые используются в образовательной системе. Он обратил внимание, что в России 58 языков изучаются как предметы. «Такого нет нигде, потому что в нашей стране этническое, национальное, языковое многообразие всегда рассматривалось как величайшая ценность. Если западные цивилизаторы уничтожили безвозвратно тысячи и тысячи языков и народов, то наша страна создавала алфавиты для очень многих языков, которые до этого их просто не имели. Создала соответствующую филологию изучения языков и систему их изучения, которая функционировала на протяжении десятилетий», - пояснил парламентарий.
Вместе с тем, по его замечанию, только пять языков имеют лицензированные учебники, 13 языков имеют лицензированные учебные программы. «Проблемы вопиют и их, безусловно, нужно решать. В своем Постановлении, которое мы предлагаем принять вместе с рассмотрением законопроекта в первом чтении, есть предложение о создании Фонда поддержки национальных языков, в том числе языков коренных и малочисленных народов нашей страны. Именно этот Фонд и занялся бы поддержкой этих языков и с точки зрения академического изучения, преподавания и с точки зрения подготовки учебников, учебных программ и пособий» - заявил глава думского комитета. –.
Никонов еще раз обратил внимание на то, что законопроект вызвал большой резонанс в стране, было высказано много разных мнений. «Сразу могу сказать, что и рабочая группа, и комитет не в восторге от представленного текста, и он будет кардинально переработан ко второму чтению», - заверил он.
«В то же время мы предлагаем Правительству РФ представить все необходимые подзаконные акты, в том числе и проекты федеральных государственных образовательных стандартов, уже до второго чтения Государственной Думы. Мы предлагаем кабмину подготовить, разработать концепцию преподавания родных языков, концепцию, которая в настоящее время не существует. И мы предлагаем Правительству при подготовке бюджета выделить специально средства на разработку нового поколения учебников по родным языкам народов нашей страны», - отметил Никонов.
«Все это должно укрепить, на наш взгляд, гарантии изучения родных языков, в том числе и русского языка, гарантировать развитие многообразия нашей страны», - заметил председатель профильного комитета Госдумы.
Член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, заместитель секретаря Генерального совета партии «Единая Россия» Евгений Ревенко подчеркнул конструктивную работу над документом и отметил, что в ходе работы над ним заинтересованным сторонам удалось выйти на компромиссный вариант, добиться того, что проект стал «принципиально важным, нужным и компромиссным», отвечающим запросу общества и расширяющим пространство свободы.
«Поправки в федеральный закон «Об образовании», с одной стороны, обеспечивают изучение родного языка в рамках образовательной программы, с другой, гарантируют право выбора языка обучения в школе, тем самым минимизируя возможности для злоупотреблений, которые, кстати сказать, были, и об этом сегодня много говорили. Тысячи нарушений, тысячи проверок, которые выявили факты нарушений и злоупотреблений. Людям часто не давали право выбора, и стало очевидно, что сложившуюся ситуацию необходимо поправить, поправить на законодательном уровне», – сказал он.
Ревенко выразил благодарность всем, кто принял участие в обсуждении инициативы и напомнил, что парламентариям в итоге удалось выйти на компромиссный вариант, поскольку первоначальный вызвал жаркие споры. «В некоторых регионах документ подвергся страстной критике, правда, не всегда обоснованной. Языковой вопрос в принципе тонкий и деликатный, требует предельно аккуратного обращения, так как граничит с вопросами национального согласия. И, безусловно, мы не вправе испытывать это согласие на прочность, а, напротив, обязаны его оберегать. Ни в коем случае нельзя ставить под сомнение право выбора, тем более походя, как сделали здесь отдельные выступающие», – сказал парламентарий.