Госдума приняла в первом чтении проект федерального бюджета и бюджеты ПФР, ФОМС и ФСС на 2019-2021 годы
Государственная Дума на пленарном заседании 24 октября приняла в первом чтении проект федерального бюджета на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов, а также бюджеты Пенсионного фонда РФ (ПФР), Фонда социального страхования (ФСС) и Фонда медицинского обязательного страхования (ФОМС).
«Федеральный бюджет – это главный инструмент реализации конкретных целей и задач, поставленных Президентом РФ Владимиром Путиным на шесть лет в его указе «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года», - подчеркнул зампредседателя Госдумы, руководитель фракции «Единой России» Сергей Неверов, добавив, что в нем гарантировано исполнение всех социальных обязательств государства - как тех, что были взяты ранее, так и тех, что принимаются уже в соответствии с указом Президента.
Неверов напомнил, что в документе содержатся 12 национальных проектов, затрагивающих ключевые сферы: демография, здравоохранение, образование, жилье и городская среда, экология, безопасные и качественные автомобильные дороги, производительность труда и поддержка занятости, наука, цифровая экономика, культура, малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы, международная кооперация и экспорт.
Заложены средства на создание новых мест в общеобразовательных организациях. Впервые деньги предлагается направить на ликвидацию третьей смены в школах, на модернизацию инфраструктуры общего образования. Неверов обратил особое внимание на предусмотренное продление и увеличение финансирования на ясельные группы: на следующий год эта сумма составит 60 млрд вместо нынешних 24 млрд рублей. В настоящее время налицо важные изменения в межбюджетных отношениях в сторону поддержки регионов, отметил парламентарий. «Важнейшие доходы – акцизы на крепкий алкоголь, табак и нефтепродукты – постепенно передаются регионам. Тем самым создаются возможности для их самостоятельного развития и решения социальных проблем», - сказал он.
Документ демонстрирует колоссальное снижение зависимости российской экономики от сырьевых ресурсов, отметил глава думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров (фракция «Единой России»). По его словам, удалось накопить серьезные резервы для того, чтобы уже следующая трехлетка могла стать трехлеткой прорыва, о котором говорил Президент в своем Послании Федеральному Собранию.
Макаров подчеркнул, что страна преодолела экономический кризис, начинается этап экономического роста: если в текущем году ВВП составляет более 101 трлн рублей, то уже в следующем году он вырастет почти до 106 трлн, в 2020 году достигнет почти 111 трлн, а к 2021 году превысит 118 трлн рублей. «Это реальный показатель роста экономики страны. Очень важно и качество этого роста - уже в текущем году мы получаем 1,7 трлн рублей дополнительных доходов от ненефтегазового сектора. А это значит, что страна постепенно начинает сходить с нефтяной иглы», - подчеркнул он.
По словам парламентария, очень важно, что профицит бюджета по следующему году планируется в 1 трлн 932 млрд рублей. По расчетам бюджетного комитета, он может даже превысить эту цифру, эти средства пойдут в Фонд национального благосостояния для того, чтобы создавать «подушку безопасности». «Несколько лет назад все ведущие специалисты признали, что необходима подушка безопасности в 7%», - отметил он, добавив, что уже в 2019 году объем Фонда национального благосостояния превысит этот показатель.
«Уже начиная со следующего года все дополнительные доходы мы сможем направлять на развитие экономики. Но эти дополнительные доходы будут означать, что «подушка безопасности» страны сформирована. При этом хотел бы обратить внимание, что все расчеты, проведенные по бюджету, показывают, что независимо от того, какие бы санкции ни придумали наши партнеры, какой бы не была цена на нефть и газ - все социальные обязательства государства бюджетом гарантированы на протяжении всех трех лет», - сообщил Макаров.
В свою очередь, первый замруководителя фракции Андрей Исаев согласился, что большой федеральный бюджет, равно как и бюджеты внебюджетных социальных фондов нацелены на неуклонное исполнение всех социальных обязательств перед российскими гражданами и создание условий для развития экономики.
Так, с 1 января 2019 года размораживается введенная ранее по инициативе «Единой России» надбавка для сельских пенсионеров, они дополнительно будут получать 1300 рублей в месяц. Сохраняется программа материнского капитала, а в 2021 году она индексируется. «Если взять, например, Фонд социального страхования, для фракции «Единой России» всегда очень важен был вопрос технических средств реабилитации инвалидов», - подчеркнул парламентарий. Он напомнил, что в 2013 году объем этих средств составлял 15 млрд рублей, в 2019 году он вырастает вдвое - составит 29 млрд рублей.
В рамках ФОМС запускается еще одна важная программа. «Много говорили о нехватке медицинских кадров, в первую очередь, на селе, в небольших поселках. На привлечение новых кадров будет выделено в 2019 году - 12 млрд рублей, в 2020 году - 35 млрд рублей, а в 2021 году более 50 млрд рублей», - рассказал Исаев.
Он отметил также, что представленные бюджеты фондов - качественные и сбалансированные.
Так, в ФСС заложено увеличение ежегодных выплат пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, увеличение пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком, отметил парламентарий. Дополнительно выделяется 16 млрд рублей на оказание медицинской помощи беременным женщинам во время родов и профилактические осмотры детей в возрасте до одного года.
В ФОМС предусмотрены средства на реализацию важнейшей программы – преодоление кадрового голода, обеспечение необходимыми специалистами в области медицины там, где их не хватает сегодня. На 2019 год заложено 12 млрд, на 2020 год – уже 35 млрд, на 2021 год – уже более 50 млрд рублей. Больше денег в ФОМС заложено на помощь онкологическим больным, начинается работа государственной программы по борьбе с онкологией. В базовую программу ОМС включается несколько видов высокотехнологичной медпомощи, предусмотрены средства на ежегодную диспансеризацию лиц предпенсионного возраста.
Председатель комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов, выступая с докладом, подчеркнул необходимость безусловного исполнения Послания Президента РФ Владимира Путина по достижению финансирования здравоохранения из всех источников более 4% ВВП и последовательного решения проблем первичного звена, кадров, материально-технической базы и финансового оздоровления отрасли, а также серьезно проконтролировать ответственное освоение возрастающих ресурсов на здравоохранение. Морозов подчеркнул, что в законопроекте заложены финансовые основы решения целого ряда накопившихся проблем в здравоохранении.
Как отметил председатель ПФР Антон Дроздов, на 2019 год бюджет сформирован по доходам в сумме 8,6 трлн рублей и расходам - 8,6 трлн рублей, что превышает показатели 2018 года на 358,2 млрд рублей по доходам и на 115,9 млрд рублей по расходам. По его словам, бюджет Фонда сбалансирован, а отраженный в проекте закона дефицит в объеме 23 млрд рублей по накопительной составляющей бюджета носит технический характер, так как покрывается за счет средств пенсионных накоплений, ранее поступивших в бюджет и учитываемых в остатках. «Объем трансфертов из федерального бюджета остается неизменным - 3,3 трлн рублей на протяжении всех трех лет. В целом хочу отметить, что уменьшается зависимость бюджета Пенсионного фонда от трансфертов из федерального бюджета на выплату страховых пенсий: 73,5% обеспечены собственными средствами в 2018 году и 78,2% в 2021 году», - пояснил он. «Заложенные в бюджете средства позволяют выполнить все социальные обязательства. В частности, в проекте бюджета ПФР учтены все решения, собранные в пакете законов по совершенствованию пенсионного законодательства», - добавил Дроздов.
Председатель ФОМС Наталья Стадченко сообщила, что, согласно проекту бюджета Фонда, общий объем расходов составляет 2 трлн 190 млрд, 2 трлн 359 млрд и 2,5 трлн рублей в 2019, 2020 и 2021 годах соответственно. Из них на оказание медпомощи с онкологией предусмотрены 70 млрд, 120 млрд и 140 млрд рублей. Страховые взносы за работающих граждан составляют в 2019 году 1 трлн 300 млрд, в 2020 и 2021 годах - 1 трлн 360 млрд и 1 трлн 450 млрд рублей соответственно.
По словам Стадченко, важнейшее значение приобретает распределении субвенции в рамках базовой программы ОМС. «Изменилась структура расходов субвенций – учтены фактически сложившаяся структура 70% - зарплаты, 30% - прочие расходы, ранее было 60% и 40% соответственно», - пояснила она.
Председатель ФСС Андрей Кигим рассказал о том, что бюджет в ближайшую трехлетку будет профицитным. «Общие доходы фонда в 2019 года прогнозируются на уровне 753 млрд рублей, а расходы будут прогнозироваться в размере 741 млрд рублей. То есть каждый год в расчетный период Фонд будет формироваться с профицитом», - сообщил он.
В свою очередь, зампредседателя комитета по труду и соцполитике Михаил Терентьев отметил, что благодаря усилиям фракции «Единой России» удалось увеличить количество средств на финансирование расходов на приобретение средств реабилитации для инвалидов.
Член комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, депутат фракции «Единой России» Татьяна Сапрыкина отметила, что в расходной части представленного проекта бюджета ФСС предусмотрено финансирование всех публичных нормативных обязательств.
В завершение Неверов подчеркнул важность парламентского контроля над расходованием бюджетных средств. «Важнейшая задача – это обеспечить контроль и эффективность расходования денег. Необходимо оперативно реагировать на то, что какой-то проект не реализуется так, как планировалось. Нельзя продолжать финансировать то, что не дает результата. Важна эффективность», - резюмировал он.