Федеральный сайт
Регион не найден
Версия для слабовидящих

Гильмутдинов: Необходимо разработать концепцию изучения родных языков

21 февраля 2019, 17:52
Важно через совершенствование программ, методик, подготовку учителей, выделение соответствующих финансовых ресурсов заниматься сохранением родных языков, уверен парламентарий

Сегодня в России используются 277 языков и диалектов - это традиции, культура, духовность страны. Чтобы сохранить их, необходимо задействовать все уровни системы образования, начиная с дошкольного, включить в систему обучения родителей, а государство должно помочь разработкой стандартов, учебных программ и созданием современных учебников. Об этом заявил председатель комитета Госдумы по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов в Международный день родного языка.

Родной язык, отметил Гильмутдинов, это «язык, который является не только и не просто инструментом общения, но, прежде всего, наследством предков с их мудростью, культурой, историей, традициями и судьбой народа». «Родной язык обеспечивает связь поколений, ту преемственность, в которой следует искать опору для воспитания и образования нынешних граждан нашей многонациональной страны. Именно так и было на протяжении всей истории Российского государства», - подчеркнул парламентарий.

Гильмутдинов отметил, что сегодня только в государственной системе образования функционирует более сотни языков, на 24 языках ведется обучение детей, 81 язык является предметом изучения. «Мало таких стран, которые могут похвалиться наличием такого огромного разнообразия языкового пространства», - заявил председатель комитета по делам национальностей и добавил, что комитет «считает приоритетными для межнационального благополучия страны вопросы популяризации и поддержки языков народов России».

В настоящее время, отметил парламентарий, возникает ряд проблем, связанных с сохранением и развитием родных языков. «Особенно остро эта тема стоит для коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. На грани исчезновения находятся около 25 языков, еще 25 языков подходят к этой границе - носителей осталось буквально несколько человек. Нам нужно все это многообразие сохранить и помочь нашим гражданам, регионам страны, образовательным учреждениям сделать все для того, чтобы сохранить язык», - заявил депутат.

«Осознать, сколь чувствительны вопросы языковой политики, мы имели возможность в 2018 году, когда рассматривали и принимали изменения в образовательное законодательство в части изучения и преподавания языков народов России. А потому внимание, которое сегодня на государственном уровне уделяется языковой политике, в том числе в рамках реализации государственной национальной политики – очень своевременно и оправданно», - уверен Гильмутдинов.

Парламентарий считает крайне важным «придать импульс серьезной и плановой работе в части поддержки языков народов России». «Мы знаем, какие есть проблемы. Устарели учебники по родным языкам и литературе на родных языках, многие из учебников не внесены в Федеральный перечень, то же касается учебных программ. Некоторые бесписьменные языки нуждаются в разработке алфавита, вымываются традиции подготовки учителей и ученых, связавших профессиональную жизнь с изучением и преподаванием родного языка. Понятно, регионы сами не справляются с этим направлением, и в данном случае федеральный центр должен прийти на помощь, оказать поддержку в этой работе», - сказал Гильмутдинов.

Кроме того, субъекты Федерации должны иметь собственную дорожную карту сохранения и поддержки родных языков, считает депутат. «Это касается не только системы образования, но и учреждений культуры, поддержки средств массовой информации на родных языках», - отметил он и добавил, что депутаты предлагают Минпросвещения ускорить разработку и принятие концепции преподавания родных языков, и на ее основании – стандартов, учебных программ, которые помогут нашим субъектам.

Важно понимать, что изучение родных языков нужно начинать в детских садах, в дошкольных образовательных организациях, подчеркнул Гльмутдинов. Однако для этого необходимо пройти еще большой путь: нужны воспитатели, которые работают на нескольких языках, методики, вовлекающие ребенка в языковое пространство, заинтересовывающие его.

«Нам предстоит большой фронт работы совместно с регионами, федеральным центром для сохранения языкового многообразия и богатства. Необходимо через совершенствование программ, методик, подготовку учителей, выделение соответствующих финансовых ресурсов заниматься сохранением родных языков», - резюмировал парламентарий.

Спикер
Гильмутдинов Ильдар Ирекович
Гильмутдинов Ильдар Ирекович
Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по делам национальностей

Общественная приемная