«Единая Россия» продолжает контролировать тарифы ЖКХ
Руководитель комиссии Президиума Генерального совета Партии «Единая Россия» по тарифной политике и мониторингу услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства и энергосбережения, первый заместитель комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Елена Николаева в комментарии ER.RU по итогам заседания Социальной платформы Партии рассказала в четверг, 19 сентября, о механизмах контроля качества и сдерживания роста платежей за услуги ЖКХ.
«В настоящее время органы государственной власти при активном содействии политических партий и представителей экспертного и делового сообществ ведут активную деятельность, направленную на введение в действие механизмов контроля качества предоставления коммунальных услуг и сдерживания роста платежей за услуги ЖКХ.
Наиболее действенным механизмом контроля качества и защиты жилищных прав граждан является общественный контроль. В соответствии с внесённой мной законодательной инициативой, общественный контроль в ЖКХ предлагается ввести путём создания дополнительных условий для формирования и деятельности общественных объединений в жилищной сфере и сфере коммунальных услуг, их ассоциаций и союзов. У собственников появится реальный инструмент защиты своих прав – общественные объединения потребителей жилищных и коммунальных услуг смогут участвовать в проведении государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля. Это право можно будет реализовать путём направления в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информации о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий органов местного самоуправления, участия в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с направленными обращениями. Конечно, основным приоритетом должно быть обеспечение самим собственником контроля у себя в доме. Законопроект в настоящее время дорабатывается.
Что касается сдерживания роста тарифов, регулирования повышения стоимости жилищно-коммунальных услуг, то комиссия Президиума Генерального совета партии «Единая Россия» по тарифной политике и мониторингу услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства и энергосбережения традиционно уделяет этим темам пристальное внимание.
Региональные отделения комиссии «Единой России» регулярно проводят тщательные комплексные проверки тарифов ЖКХ, размеров и обоснованности начисления коммунальных платежей и деятельности управляющих компаний. На регулярной основе нами ведется сбор и обобщение информации о количестве аварий на коммунальных сетях, приведших к перерывам в предоставлении коммунальных услуг свыше установленной нормативной продолжительности, количестве актов о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, росте или снижении количества жалоб от населения на качество и своевременность предоставления жилищно-коммунальных услуг по сравнению с предыдущим отчетным периодом. Полученная информация используется для комплексного анализа ситуации в сфере ЖКХ и моделирования процессов совершенствования отрасли.
Обобщая информацию, полученную в рамках последних мониторингов комиссии, мы можем определить ряд проблем, требующих решения.
Существуют спорные ситуации в части распределения «небаланса» по коммунальной услуге «водоснабжение на общедомовые нужды» – сейчас он «ложится на плечи» управляющих компаний, а появляется в принципе из-за того, что в доме есть собственники, не установившие индивидуальные приборы учета на холодную и горячую воду, а также незарегистрированные, но фактически проживающие на жилой площади, граждане.
Есть проблемы из-за того, что на федеральном законодательном уровне нет определенности, какие виды расходов коммунальных ресурсов входят в понятие «общедомовые нужды» для коммунальных услуг по электроснабжению и водоснабжению. Это ведет, прежде всего, к необоснованному росту платы граждан за коммунальные услуги.
В процессе регулирования все чаще стали возникать ситуации, когда предприятия осуществляют продажу систем коммунальной инфраструктуры водоснабжения и водоотведения (полностью или частично) в собственность физическим лицам либо частным предприятиям, которые передают указанные системы по договорам аренды организациям, непосредственно оказывающим услуги в сфере водоснабжения и водоотведения.
Эти и другие проблемы требуют тщательной экспертной проработки, внимательной оценки рисков и политических последствий для партии власти в силу исключительной важности перечисленных вопросов для каждой семьи, для большинства наших граждан. В ходе мониторингов и опросов, проводимых комиссией, именно эти проблемы вышли на первый план. Многие шаги в сторону исправления ситуации уже предприняты нами в ходе работы в Государственной Думе. В частности, в настоящее время мы готовим ко второму чтению законопроект об установлении предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. Путём внесения поправок в Жилищный кодекс закрепляется механизм ограничения изменения (прироста) платы граждан за коммунальные услуги в каждом месяце календарного года по отношению к соответствующему месяцу предыдущего календарного года.
Предусматривается утверждение на уровне правительства России предельных индексов роста платы граждан за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации по предложению уполномоченного федерального органа исполнительной власти на долгосрочный период (т.е. на срок не менее чем пять лет), начиная с 2014 года, а также наделение органов исполнительной власти субъектов Федерации полномочиями по установлению предельных индексов роста платы граждан за коммунальные услуги как в среднем, так и в максимальном (при наиболее невыгодном с точки зрения роста наборе коммунальных услуг) размере по муниципальным образованиям субъекта Федерации.
Мониторинг и государственный контроль будет проводиться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. По нашей задумке, предельный совокупный платёж, устанавливаемый на федеральном уровне, станет своего рода ориентиром для губернаторов. При этом важно понимать, что регулирование как таковое – ответственность субъектов Российской Федерации. Именно региональные власти будут обязаны следить за тем, чтобы превышений не было.
Партия и дальше продолжит обеспечивать чёткий контроль над тарифами ЖКХ в регионах, предлагать системные реформы в данной сфере, а также призывать к ответственности представителей власти, которые нарушают решения правительства о предельно допустимом размере повышения тарифов.
Последний вопрос, который хотелось бы затронуть, это эксперимент по введению социальной нормы потребления коммунальных услуг, проводимый в настоящее время правительством России в ряде регионов страны по платежам на электроэнергию. Рассматривается возможность проведения аналогичного эксперимента по водоснабжению. Необходимо отметить обратную сторону предлагаемых изменений, а именно то, что де-факто для граждан вводятся ограничения. Дело в том, что потребление электроэнергии выше именно в малоимущих семьях, хотя бы по той причине, что они самостоятельно ведут свой быт. При этом превышение социальной нормы будет, скорее всего, оцениваться по тарифу выше обычного. Таким образом, в ходе эксперимента нужно пристально отслеживать уровень, на котором будет установлена социальная норма. В противном случае появится существенный риск роста социальной напряжённости».