«Единая Россия» обсуждает новые формы опеки над детьми-сиротами
Социальное воспитание, а также новые формы поддержки опекунов обсудили в среду, 21 января, на селекторном совещании «Социальное воспитание – новая форма возмездной опеки над детьми-сиротами», которое состоялось в ЦИК партии «Единая Россия» в рамках партпроекта «России важен каждый ребенок».
Открывая заседание, руководитель проекта, глава комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ольга Баталина, напомнила, что на данный момент в федеральном банке сирот находятся 87 тысяч детей. «Это значит, что идет сокращение числа сирот. Но мы пониманием, что у этого процесса есть объективный предел. Мы не сможем в ближайшие годы работать с такой динамикой. В том числе, за счет того, что есть дети, которых всегда трудно устроить в семьи. К тому же на фоне складывающейся экономической ситуации привлекательность мер поддержки в отношении замещающих родителей тоже будет снижаться», - пояснила депутат. По ее словам, если сейчас не ввести дополнительные механизмы стимулирования, «то мы упремся в некий порог». В связи с этим она предложила регионам обсудить новацию, которая может быть оформлена в виде законопроекта о социальной семье.
«Нам важно понять, тот инструмент, который прорабатывается на федеральном уровне, он нужен вам или нет?», - спросила Баталина, обращаясь к регионам. «Мы хотим узнать, позволит ли он обеспечить динамику усыновления», - добавила она, напомнив, что идеи, которые вошли в модель социального воспитания, высказывались в осенью прошлого года на съезде приемных родителей. Глава комитета также подчеркнула, что согласно соцопросам, число потенциальных усыновителей велико, а вот тех, кто реально доходит до органов опеки – мало. В связи с этим, считает депутат, необходимо проанализировать ситуацию и по возможности исправить ее.
Одним из минусов действующей системы Баталина назвала то, что родители, которые берут несколько детей опеку, зачастую не могут совмещать воспитание и уход за ними с работой. «Здесь все регулируется гражданско-правовым договором, родители получают вознаграждение, но в дальнейшем получается, что женщина сидит дома, имеет на руках договор, но у нее нет работы, начислений в пенсию, элементарно нет времени. Родители предлагают, чтобы эта деятельность осуществлялась на основании трудового договора», - отметила депутат.
По ее словам, новая модель предполагает, что человек, который хотел бы стать социальным воспитателем, проходит те же этапы, что и опекун: документы, обучение, обязанности. «Когда он будет проходить школу приемных родителей, там будет разработан дополнительный модуль, учитывающий специфику ухода за детьми инвалидами и так далее», - пояснила она.
Согласно нововведению, каждый регион самостоятельно определит категории и количество детей, которые передаются на социальное воспитание. В свою очередь, человек, получая заключение о способности быть возмездным опекуном, понимает, что он может взять на воспитание не любого ребенка. «Если усыновитель выполнит нормы, то с ним будет заключен трудовой договор. После того как он будет назначен опекуном, он заключает договор с организацией, в деятельности которых прописаны полномочия по оказанию помощи сиротам. Пока этот список маленький, но его планируется расширить. Организация заключает с опекуном договор о том, что на каждого ребенка должна быть разработана программа развития – набор мероприятий и действий, которые необходимо осуществить, исходя из его стартовых условий. Сам социальный воспитатель все мероприятия не реализует, ему помогают органы опеки и иные организации. Эта программа является сутью трудового договора, это позволяет нам не пересекаться с гражданско-правовым договором», - рассказала Баталина.
Она добавила, что договор предусматривает и такие ситуации, как уход человека в отпуск или на больничный. «С одной стороны, он опекун, но, с другой стороны, 8 часов в день он воспитатель. В любом случае ребенок всегда остается под опекой. Важно, что социальный воспитатель – это должность. В связи с чем разрабатывается профессиональный стандарт. Мы предлагаем закреплять за семьей сопровождение, чтобы понимать, как она справляется со своими обязанностями. Также в законе будет предусмотрено, что социальным воспитателем не могут быть определенные категории родственников, но право определить их круг предоставляется регионам», - сообщила Баталина.
В свою очередь, начальник отдела департамента госполитики в сфере защиты прав детей Минобрнауки Ирина Романова рассказала, что после передачи детей опекун будет проходить дополнительную подготовку. «Мы обозначаем его как сотрудника организации. Причем есть ряд моментов, касающихся прекращения его полномочий, если он не выполняет определенные требования. При этом сам воспитатель без объективных причин не может расторгнуть договор об опекунстве», - сказала представитель ведомства.
Руководитель проекта «России важен каждый ребенок» в Краснодарском крае поддержал инициативу, так как, по его словам, это позволит поддержать положительную динамику устройства в семьи детей сирот. Его поддержал и представитель Астрахани, который предложил вводить должность социального воспитателя в квалификационный справочник, а также проработать в документе пункт о причинах возврата ребенка.
Закрывая совещание, Баталина сказала, что регионам будет направлена подробная справка, которая описывает нововведения и призвала всех определиться, нужна ли им эта форма. «Я прошу обратную связь. Объясните и докажите, почему вы заинтересованы в ней. Без этого доказательства закон дальше не пойдет. Если она вам не нужна, напишите, какими другими мерами вы будет решать эту задачу. Через три недели мы снова с вами соберемся на селекторном совещании и все обсудим», - заключила она.