Дольщики застрахованы: Александр Якубовский рассказал, что ждет тех, кто до начала эпидемии коронавируса купил квартиру в строящемся доме
Пандемия коронавируса не проходит бесследно для многих отраслей российской экономики, в том числе, строительной. Для максимального нивелирования последствий происходящих кризисных явлений и поддержки рынка Правительство России приняло ряд стабилизирующих мер. Особое внимание властей направлено на урегулирование ситуации в сфере долевого строительства, чтобы обеспечить достройку жилья и сохранить застройщиков. Депутат Госдумы, член Президиума Генерального совета партии «Единая Россия», руководитель Рабочей группы партии по защите прав дольщиков Александр Якубовский рассказал ER.RU, застрахованы ли те, кто до начала эпидемии коронавируса купил квартиру в строящемся доме.
Поскольку строительство попадает в разряд непрерывных производств, в большинстве регионов возведение объектов продолжается, несмотря на карантин. Работы остановили лишь в нескольких субъектах РФ, где ситуация с распространением инфекции наиболее сложная. В их числе - Москва и Подмосковье, в которых по решению мэра Сергея Собянина и губернатора Андрея Воробьева запретили строительство жилых и коммерческих объектов.
Якубовский напомнил, что согласно объявленным Кабмином мерам поддержки, для застройщиков немного смягчили законодательство о долевом строительстве. Так, компании, по объективным причинам затянувшие сдачу домов в нынешнем году, не будут считаться нарушителями. Раньше же дом, ввод в эксплуатацию которого задерживался более чем на полгода, считался проблемным и сведения о нем заносились в соответствующий реестр.
Кроме того, застройщики получили право и на так называемые «штрафные каникулы». За задержку сдачи дома в период с 3 апреля 2020 года по 1 января 2021 года дольщики не смогут потребовать со строительной компании неустойку, которая составляет 1/300 ставки рефинансирования Центробанка за каждый день просрочки.
«Допустим, стройка остановилась на период пандемии, а потом возобновилась, и строители сдали дом не в апреле, а в декабре. Это не будет являться проблемной ситуацией. Однако сейчас нет оснований полагать, что компании будут пользоваться этим правом, чтобы специально оттянуть достройку объектов. Дело в том, что любая экономика проекта просчитывается заранее и подразумевает определенные сроки. Любому застройщику выгодно как можно раньше сдать объект и ввести его в эксплуатацию, потому что чем дольше проект реализовывается, тем выше расходы. Понятно, что там, где задержка по строительству домов все-таки возникнет, она действительно будет связана с обстоятельствами непреодолимой силы. Когда, возможно, затруднена работа заводов, доставка стройматериалов», - сказал он.
Основные риски, по мнению парламентария, кроются в снижении покупательской способности граждан. «Вполне вероятно общее падение спроса на рынке из-за того, что у людей просто не будет денег на квартиры или возможности взять ипотеку», - отметил он.
Если все же застройщик не переживет сложный экономический период, дольщики находятся вне зоны риска.
«Рассмотрим первый вариант, когда покупка совершалась по новым правилам, то есть с использованием счета эскроу. При банкротстве застройщика дольщику вернут деньги с этого счета. Для понимания – если в доме реализованы 100% площадей, значит, все эти средства лежат в банке и человеку не о чем беспокоиться. Либо на объект может прийти другой застройщик и достроить его, а также реализовать оставшиеся свободные площади», – объяснил Якубовский.
Второй вариант - дом строился по старым правилам. Здесь можно и нужно рассчитывать на помощь федерального или регионального Фонда защиты прав участников долевого строительства, в который застройщик переводил обеспечительные взносы.
«Именно благодаря таким взносам есть подушка безопасности и у дольщиков, чьи дома строились по старым правилам. Стоит иметь ввиду еще и то, что Фонд будет исходить из целесообразности возобновления работ на объекте: дешевле его достроить или выплатить компенсации. Размер компенсации рассчитывается по рыночной стоимости квартиры к моменту ее выплаты, но не может быть меньше той, что прописана в договоре долевого участия. В обоих случаях люди застрахованы от потери вложенных средств», - добавил парламентарий.