Федеральный сайт
Регион не найден
Версия для слабовидящих

Дмитрий Орлов: В президентской кампании было много новинок

01 марта 2012, 15:32
До президентских выборов остается несколько дней: о чем говорят прогнозы? Как прошли политические дебаты? В чем специфика нынешней президентской кампании? Снизится ли уличная активность граждан? На эти и другие вопросы в ходе интервью ответил политолог, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов.

-  Дмитрий, чем запомнится  нынешняя  президентская кампания, в чем была ее особенность?

- Я думаю, будет что вспомнить. Находок и новаций было немало. Конечно, запомнятся статьи Владимира Путина. Эти статьи премьера - и новая стратегия, формулируемая комплексно, но постепенно (так сказать, «План Путина 2.0»), и эффективный политический и технологический ход. Запомнятся качественные ролики Геннадия Зюганова, авторы которых довольно убедительно пытались показать, что лидер КПРФ «реален», что он может быть президентом. Увы, ролики хороши, но реальные шансы Зюганова откровенно малы. Запомнится ослик Жириновского: я думаю, эта кампания – начало конца политической карьеры лидера ЛДПР. Запомнится слоган Прохорова про то, что России нужен директор, а не царь.

- А насколько прошедшие политические дебаты повлияли на рейтинги кандидатов?

- Полагаю, повлияли, и значительно. Стремительный рост Прохорова, например,  это следствие дебатов, при его весьма невнятной агитационной кампании. Зюганов и Миронов фактически продолжили думскую кампанию и этим разочаровали избирателя.

-Как вы оцениваете кампанию Жириновского?

-Кампания Жириновского была политически ошибочной и технологически неудачной. Его традиционный прием – взвинчивание до истерики – больше не работает.

- Какой была роль «несогласных» в президентской кампании Путина?

-Роль протестных акций в кампании Путина очень значительна, может быть, это главная роль. Консервативный электорат неожиданно осознал: Путину может быть альтернатива. Какая? Зюганов или лидеры Болотной. Это сразу привело к консолидации, к формуле «нам есть что терять».

- Что ожидает политические партии после выборов, произойдет ли смена лидеров?

- Смена лидеров нужна всем парламентским партиям, кроме «Единой России».  Я глубоко убежден в том, что лидером правящей партии должен оставаться Владимир Путин. Он «цементирует» большинство, поддерживающее власть, и гарантирует большинство в парламенте. Если говорить о  КПРФ, то игра Зюганова с Удальцовым – это всего лишь очередной ход подобного рода, который делает лидер КПРФ. Сколько их было, «новых лидеров компартии»! А на посту 20 лет находится Зюганов. К тому же Удальцов не просто бреет голову на лысо, он реальный «бритоголовый». Партийная элита КПРФ такого просто не примет – я уж не говорю о традиционном, консервативном избирателе компартии.

- Ваши прогнозы по поводу послевыборной уличной активности, все постепенно затихнет?

-Затихнет, без сомнения.  Я считал и считаю, что количество участников массовых акций не имеет социологически обусловленного и статистически значимого характера. «Креативный класс» - самоназвание манифестантов, не обозначающее реальную социальную группу. Это примерно 120 тысяч активных пользователей социальных сетей, которые мобилизуются на протестные акции с помощью нескольких сот профессиональных модераторов. Если повестка не меняется, а она не меняется, система рано или поздно начнет работать вхолостую. Я полагаю, что это произойдет в конце марта.

ы считаете, оппозиция уже раскололась?

- Оппозиция и не была единой. Но по мере развития событий противоречия усиливаются  и в оргкомитете митингов, и в Лиге избирателей. Большинство – сторонники легальных действий. Однако и эпизод с попыткой раздачи палаток, и образование интернет-группы, критикующей оргкомитет и призывающей к акциям, о которых не надо даже информировать власть, показательно и опасно.

- Чем можно объяснить то, что Алексей Навальный сейчас так активно ушел в тень?

- Трудно сказать. Возможно, он реализует какие-то коммерческие проекты. Однако есть немало свидетельств того, что близкие к нему люди готовились раздавать палатки на Пушкинской  в среду.

-  Могут ли оппоненты Путина пойти на то, что будут намеренно вбрасывать  бюллетени в ходе выборов с тем, чтобы потом  утверждать о нелегитимности выборов?

- Могут. Об этом говорил и сам Путин. Однако легитимность выборов по большому счету зависит от того, доверяет ли системе голосования большинство. А оно этой системе определенно доверяет – особенно после инициатив Путина по видеокамерам, прозрачным урнам и широким контактам с наблюдателями.

-Какой процент избирателей определяется в своих предпочтениях непосредственно в день голосования?

- Это очень существенная группа. При определенных условиях «свежих голов» может быть 15% и даже больше. В нашем случае, думаю, предпочтения в значительной степени распределены. Сомневающиеся  - на участки не пойдут.

- Дмитрий, а для вас сохраняется интрига выборов?

- Конечно. Вопросов без ответа несколько. Главный из них – кто будет третьим? Я ставлю на Прохорова.

- Как вы считаете, что изменится в политической системе России в ближайшие 3-5 лет?

- Думаю, что Конституция останется прежней. Будет больше партий – от 15 до 25, полагаю. 5-7 из них по итогам выборов 2016 года будут представлены в парламенте, включая правых. Губернаторы будут избираться, но после детальных консультаций партий, представленных в региональных законодательных собраниях, с президентом. У самовыдвиженцев реальных шансов победить на губернаторских выборах не будет. У муниципалитетов будет больше полномочий и ресурсов. Гражданские группы, включая те, что будут инициировать законопроекты, собирая 100 тысяч подписей, станут очень активными. Вообще, политическая культура будет развиваться, политическая дискуссия тоже. Вполне содержательных споров о программах и путях развития страны уже было немало и в этой кампании. Все это дело времени. Подождем.

Спикер
Орлов Дмитрий Иванович
Орлов Дмитрий Иванович
Член Экспертного совета Партии, Политолог, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций

Общественная приемная