Деятели искусств объявляют год культуры России в России
Госдума текущего созыва за срок своих полномочий рассмотрела около 20 законопроектов, связанных с культурой. Семь из них было принято, в том числе касающиеся творческого, культурного образования в общеобразовательных школах. На заседании Либерального Клуба «Единой России» на тему «Обсуждение
направлений работы по реализации партийного проекта «Культура и время» в четверг, 14 июля, эксперты обсудили новый масштабный законопроект «О культуре в Российской Федерации».
Осенью он будет представлен президенту России для вынесения его на общественное обсуждение. До этого музыкантам, композиторам, искусствоведам, театральным деятелям, писателям, журналистам, общественным деятелям и всем, кто хоть как-то связан с культурой, предстоит серьезно поработать над нормами законопроекта. Потому что, как отметили все участники «круглого стола», от того, будет ли возрожден в России прежний культурный уровень, зависит и модернизация, и дальнейшее развитие страны.
Заместитель председателя Госдумы Светлана Журова рассказала, что в качестве доверенного лица Общероссийского народного фронта много ездит по регионам России. Собирая предложения жителей самых разных городов и поселков в Народную программу, она обсуждает с ними и развитие культуры в регионах.
«В том числе я встречаюсь со специалистами сферы искусства, преподавателями школы искусств. Они работали в 1990-е годы не за зарплату, не за хорошие помещения - если бы они не были преданы России, своей профессии, то сейчас мы бы не имели ничего. Более того, зачастую и сейчас в маленьких городах школы искусств живут на голом энтузиазме работников. Но если мы говорим о модернизации страны, прежде всего мы должны говорить о модернизации культуры: если человек не понимает своих традиций, не имеет отношения к культуре, тогда с ним невозможно говорить о развитии. Поэтому я считаю, что спор «физиков» и «лириков» не имеет смысла: чтобы стать «физиком», нужно сначала стать «лириком». И начинать нужно со школы, чтобы каждый ребенок мог прикоснуться к культуре», - заявила Журова.
Как рассказал заместитель руководителя Центрального исполнительного комитета «Единой России», руководитель проекта Партии Андрей Ильницкий, скрипач, заслуженный артист России Дмитрий Коган отметил, что Россия «объявляет годы своей культуры в Париже, Лондоне, - неплохо бы объявить год России в России».
«Я человек далекий от высоких материй. Но мне кажется, что с культурой у нас происходит то же, что с углеводородом: нефть продается на запад как сырье, в ее переработку в России почти ничего не вкладывается. Так и с культурой: фестивальное кино, юные таланты, еще не сформировавшись здесь, сразу гонятся туда. Получается, что Россия за МКАДом не интересна культурным деятелям, но и России за МКАДом культурные деятели не интересны. Нам нужен цивилизационный сдвиг, культурная революция», - подчеркнул Ильницкий.
Журова также отметила, что сейчас «Россия за МКАДом» рассматривает культуру как развлечение. Однако она должна стать потребностью для людей, и этот барьер всем заинтересованным в развитии культуры деятелям придется преодолеть совместными усилиями. Собравшиеся за «круглым столом» «лирики» придерживались того же мнения, поэтому, отбросив лирические отступления, повели беседу в конструктивном русле.
«Нам нужны конструктивные предложения», - настроил коллег джазовый музыкант, член Высшего совета «Единой России», координатор проекта Партии Игорь Бутман.
«Я поздравляю всех нас с тем, что обсуждение возрождения культуры в России не стало голословным: Партия нас услышала, и возник этот проект, - сказал он. – Проект направлен на все виды искусств. Подчеркну, что исправить ситуацию мы можем сами, не обращаясь в правительство, у нас достаточно авторитета, времени. Нам предстоит большая работа, нам нужны новые идеи, неравнодушные люди, разные специалисты: промоутеры, менеджеры, депутаты, музыканты. Если мы не вложим нашу энергию, мы никогда не будем жить в той стране, о которой мечтаем».
Также Бутман отметил, что эта «работа нужна для престижа нашей страны, для продвижения русского, российского образа жизни, чтобы наша культура была конкурентоспособной, чтобы мы гордились своей страной, а не преклонялись перед другой культурой».
Доктор политических наук, директор Института прикладной политики, директор Центра изучения элит Института социологии РАН Ольга Крыштановская подчеркнула, что «другие культуры» немало взяли у России. К примеру, в США, несмотря на полную свободу смотреть по телевидению «что хочешь, но есть некие принципы: СМИ не просто развлекают но и воспитывают».
«Элемент идеологии, которую предлагает государство, негласно присутствует везде, мораль есть и в мультфильмах. Ребенок, поглощая интересную для него информацию, делает вывод: так хорошо, а вот так – плохо поступать. В России от этого правильного подхода отошли. Мультики показывать стало не выгодно с рекламной точки зрения, закладывать понимание хорошей музыки – тоже. Между тем, как показывают исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения, людям недостаточно просветительской функции СМИ, они хотят, чтобы их воспитывали».
Механизм государственного воздействия на возвращение этого подхода предложил филолог, публицист, тележурналист Александр Архангельский. По его мнению, даже цензура в этом случае не нужна.
«Ведь есть система преференций, - отметил он. - Цензура – это запрет, указатель направления, куда нельзя двигаться. А система запретов – это рынок: популярно то, что запрещено. Преференция же – указатель, куда надо двигаться. И некие поощрения заманчивее, чем что-то запретное. Русское кино, например, можно показывать не две недели, а три месяца. Или по примеру США отправлять знаменитых людей в регионы, где мальчики никогда не видели своих отцов с книгой в руках: в Америке по таким территориям ездил Бэкхем и читал мальчишкам книги».
Однако любой благородный замысел, по мнению участников «круглого стола», сейчас тормозит «чудовищная бюрократия» чиновников. Это одна из центральных проблем, которая сейчас мешает развитию культуры в России.
По мнению Ильницкого, станет ли модернизация страны общей темой для всех россиян, зависит именно от уровня культуры общества. «Как ни парадоксально, но западно-европейский культ развития страны определяет ставка на самобытность, - подчеркнул он. – Не привяжешься к культуре – вряд ли что-то получится».
«Необходимо вписать в модернизацию тот набор ценностей, который исконно присущ нашим людям, - уверен он. – Однако сейчас во всех процессах, в том числе касающихся культуры, доминирует чиновничий стиль. Он не создает условий для развития, этот стиль направлен на распределение. Ушлый чиновник от культуры сдает филармонии под корпоративы, содержит попсовых звезд. Менеджмент в сфере культуры на уровне позднего «совка», причем сохранились стиль и методы, но ушла ответственность. Впрочем, такое состояние выгодно достаточно большому количеству культурных деятелей. Сказывается рабская психология: к примеру, губернатору нравится живопись Андрияки или балет – значит, в этом регионе будут развиваться живопись и балет, и те, кого коснется это развитие, будут молча радоваться».
По мнению Ильницкого, в культуру пора вернуть понятие ответственности: и губернаторов за деятельность по развитию культурных направлений, и самих деятелей искусств – за то, что они делают. Замруководителя ЦИК Партии отметил, что всем уже давно пора вернуться к реальности и ориентированности на результат, а не на освоение бюджетов.
«Культура – открытая книга, мы хотим, чтобы вы написали ее вместе с нами, - подчеркнул он. – В регионах назрела крайняя потребность в культурном диалоге».
Председатель комитета Госдумы по культуре Григорий Ивлиев поддержал коллегу и добавил, что оценивать деятельность губернаторов по развитию культуры в регионе можно, к примеру, по уровню вовлеченности в культуру жителей региона.
«Мы приезжаем в регион, нам выставляют несколько бабушек: «у нас самодеятельность», - рассказал Ивлиев. - А эти бабушки – половина населения, вовлеченного в культурную жизнь субъекта. Еще добавят: «у нас есть библиотека». Закон должен менять эту ситуацию. Почему бы каждой территории не разработать собственную программу по развитию культуры, учитывающую региональные особенности?»
Кроме того, решить проблему с чиновническим подходом к культурным процессам может качественное изменение кадрового состава, отметил далее Ильницкий. Он полагает, что задуматься о современном образовании необходимо не только чиновникам, но и менеджерам.
Пианист, композитор Даниил Крамер, в свою очередь, отметил, что сейчас культура в плане управления квалифицируется как тяжелая промышленность. В результате, к примеру, порядок тендеров на проведение концертов – для государственных концертных организаций – убивает сам принцип гастрольной деятельности.
«Филармония объявляет тендер на концерт, и выигрывает фирма, которая дешевле возьмет, но хуже сделает, - привел пример музыкант. - Государственное управление в сфере культуры вылилось в издевательство над концертными организациями. В результате они не могут самостоятельно решить, кого пригласить, кому какую гостиницу бронировать, кому сколько заплатить. Губернаторы и региональные казначейства фактически стали управляющими органами на местах».
При этом, Крамер подчеркнул, что государственное участие, к примеру, в форме тех же государственных концертных организаций, все же необходимо. Хотя бы потому, чтобы организаторы культурных мероприятий не столкнулись с проблемой отсутствия заказов, как это было в Америке во время кризиса.
«Но вопрос в мере этого государственного участия, - отметил он. – Может быть, я был бы не против тендера как средства контроля над коррупцией, но управлять этим тендером должны ведомства культуры».
Кроме того, композитор подчеркнул, что при разработке законопроекта необходимо большое внимание уделить процессу культурного образования в школах. Он считает, что начать следует с «полного переоборудования инвентарем школ искусств, музыкальных школ, классов общеобразовательных школ».
«От уровня культуры зависит жизнь в стране. Страх не остановит человека в выборе «убить – не убить», «украсть – не украсть», остановит собственное желание человека. А желания формируются культурой, образованием и религией».
Еще одно направление, которое не может существовать без общего высокого уровня культуры – внутренний туризм. Как отметила Журова, «все уже давно говорят о том, что от сырьевой экономики надо уходить, но перспективнейшее направление – туризм – на мой взгляд, и не начинали разрабатывать».
«А туризм без культуры – ничто, - продолжила она. – Можно сколько угодно спекулировать фразами и использовать красоту нашей страны, но если какой-то регион пытается развивать туризм, а культура там не развита – грош цена этим попыткам. Даже в самом маленьком городе можно найти культурную «зацепку».
Журова отметила, что было бы логично, к примеру, создать карту туристических объектов России, которой сейчас нет, и если сфера туризма и культурное сообщество объединятся, само общество будет заинтересовано в развитии туриндустрии, и люди поедут даже в самые отдаленные уголки России.
«Меня восхищает американская история про лампочку, которая горит уже сто лет, - сказала запред Госдумы. – Конечно, я предполагаю, что она и не горит столько времени, что ее уже не раз меняли, но со всей страны едут толпы людей, чтобы посмотреть на нее, это некая национальная идея. Нам нужно зажечь такую же «лампочку» в каждом регионе и как можно большем количестве городов. Это вклад и в морально-нравственное развитие людей, и в экономическое развитие страны, любое культурное событие – это инфраструктура, занятость для малого бизнеса, новые рабочие места. Интерес к России нужно повышать через новые культурные объекты».
Ивлиев отметил, что законодатели, со своей стороны стремятся создавать не конкретные библиотеки в регионах – это дело исполнительной власти, а хотят сформировать культурную среду. На это и направлен, в частности, обсуждаемый законопроект «О культуре» как базовый документ.
«Мы видим культуру в целом, включающую в себя и субкультуры, такие, как Интернет-пространство, - отметил парламентарий. – И предлагаем ряд правовых средств. Необходимо культуру как основу социальной сплоченности и залог устойчивого развития страны поставить как принцип деятельности и государства, и общества в целом. Нормы нравственности должны стать правовыми нормами. Для этого нужно искать правильные политические средства».