Депутаты заслушали доклад главы Центробанка об основных направлениях денежно-кредитной политики РФ
Председатель Центрального банка России Эльвира Набиуллина выступила на пленарном заседании Государственной Думы с докладом об основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2018 год и период 2019 и 2020 годов.
В ходе рассмотрения соответствующего проекта постановления нижней палаты первый заместитель главы комитета Госдумы по финансовому рынку Игорь Дивинский попросил председателя ЦБ пояснить, каким образом на доступности кредитования малого бизнеса и экспортно-ориентированных предприятий скажется решение регулятора отказаться от специнструментов.
По словам Эльвиры Набиуллиной, специнструменты ЦБ активно развивал и расширял в период, когда экономика переживала спад.
«Мы серьезно увеличивали лимиты, они составляют более 400 млрд рублей. Но мы понимали, что это временные инструменты, и всегда говорили, что это на период, когда нам нужно поддержать уязвимые сектора: малый бизнес, несырьевой экспорт, проектное финансирование», - пояснила она.
По словам главы ЦБ, к специнструментам имеет доступ небольшая доля предприятий, и если у бизнеса спросить, что для него важнее – быстрее снижать общую ставку для всех либо ставка будет повыше, но отдельные категории предприятий будут иметь эти специнструменты, бизнес выберет первое. «Снижая общую ставку, мы добиваемся повышения доступности этих кредитов», - подчеркнула она.
При этом Набиуллина отметила, что выход из специнструментов будет постепенным, что не приведет к каким-либо отрицательным последствиям. «Мы будем делать это плавно и на базе повышения доступности кредитов для экономики», - заключила она.
В свою очередь член комитета Госдумы по финансовому рынку Михаил Гулевский отметил, что при реализации альтернативного сценария развития экономики (нефть по 60 долларов за баррель) существенно возрастает профицит торгового баланса при сохранении стабильного объема импорта товаров и услуг, что приведет к существенному росту доходов и федерального бюджета». «При этом в прогнозе рост экономики и параметры инфляции в 2019-2020 годах указаны на уровне базового сценария, а именно 1,5-2% роста и 4% инфляции. Как вы считаете, дополнительные доходы не окажут воздействие на рост экономики?», - обратился Гулевский к главе Центробанка.
По словам Набиуллиной, сейчас повысилась вероятность сценария с более высокими ценами (на нефть, однако российская экономика растет близко к потенциалу, поэтому необходимы структурные изменения и повышение производительности.
«Если будут выше цены на нефть, все-таки у нас будет выше импорт, чем в базовом сценарии. Пока собственное производство будет развиваться, к сожалению, вот эта часть прироста доходов может пойти на стимулирование импорта», - уточнила она.
Член комитета Госдумы по финансовому рынку Алексей Изотов обратил внимание главы Центробанка на то, что в ряде отраслей уровень закредитованности на 60% выше рекомендуемого и составляет более 25% от выручки компаний. Парламентарий попросил рассказать о структуре этой задолженности.
По словам Набиуллиной, оптимальный уровень долговой нагрузки – это, действительно, важный показатель, его необходимо отслеживать. «Здесь у нас нет нормативов, но мы мониторим ситуацию, информируем и предприятия, и отрасли», - сообщила она.
Глава ЦБ пояснила, что иногда уровень большой долговой нагрузки связан с тем, что сама отрасль очень привлекательна, и банки охотно ее кредитуют, а предприятия, пользуясь возможностью, набирают долги, с которыми не могут расплатиться уже в следующем цикле, если рынок не растет так быстро, как они рассчитывали. «И возникают проблемы платёжеспособности. Такая ситуация была и с сельским хозяйством, и со строительством», - отметила она.
«Что касается структуры долгов, по нашей оценке, в основном, конечно, там текущее, а не инвестиционное кредитование. Доля инвестиционного кредитования не очень большая, хотя в сельском хозяйстве эффективные меры господдержки позволяют поддерживать и определенный уровень инвестиционного кредитования», - заявила Набиуллина.