Дегтярев: Вузы должны пытаться сами заработать на зарплаты профессоров
Премьер-министр, кандидат в президенты РФ Владимир Путин во вторник, 14 февраля, провел встречу с профессорско-преподавательским составом вузов. В ходе встречи премьер отметил, что в 56 субъектах РФ профессорско-преподавательский состав вузов получает зарплату ниже, чем средняя по экономике. Эта ситуация должна быть исправлена к 1 сентября. Как заявил в комментарии ER.RU председатель комитета Госдумы по образованию Александр Дегтярев, повысив зарплаты преподавателей до уровня средней по экономике, государство выполнит свои социальные обязательства. Дальше – слово за вузами, которые своими силами могут сделать зарплаты еще выше.
Проблемы, которые поднимаются в ходе встреч премьер-министра правительства РФ с вузовским сообществом, достигли такой степени остроты, что на них обратило внимание руководство правительства. Вопросы студенчества, высшей школы, профессорско-преподавательского состава вузов, колледжей, педагогов школ всегда занимали большое внимание в его работе.
«Сегодня реально существует несоответствие между уровнем заработной платы педагогических работников и теми реальными зарплатами, которые есть в ряде регионов. Не скажу, что это по всей России. Мне известно немало регионов, где профессора получают (зарплату – прим.ред.) выше средней по экономике. Но где-то меньше», - отметил Дегтярев.
Он предположил, что, скорее всего, в зарплате уступают вузы «педагогического профиля, медицинского, аграрного». «Там же, где наши университеты являются лидерами по подготовке современных специалистов, таких проблем нет», - сказал председатель комитета по образованию.
По словам Дегтярева, те вузы, которые занимаются разработкой прорывных технологий, научными исследованиями, получают гранты от Министерства образования и науки. Естественно, гранты выделяются на условии софинансирования, отметил парламентарий.
«Это значит, что вузы, которые участвуют в этих программах, должны быть экономически крепкими. Это возможно, когда вузы аккумулируют весь спектр профессиональной деятельности. Поэтому не случайно у нас второй год действует закон, который позволяет университетам создавать свои малые научные предприятия, в которых осуществляется коммерциализация научных разработок, ведущихся в университетах. Это дополнительный доход для них. На мой взгляд, сидеть и ждать дотаций из бюджета государства – это не современный стиль. Университет, как интеллектуальный центр в регионе, должен быть в постоянном поиске», - заявил Дегтярев.
Он добавил, что «сегодня в вузах немало и небюджетных студентов, которые пополняют совокупный бюджет университетов, значительная часть которого направляется на повышение заработной платы преподавателей и профессоров, эти же средства аккумулируются на получение, развитие научных исследований».
По словам председателя комитета по образованию, депутатов сегодня «беспокоит другое: качество специалистов, которые выходят из наших университетов».
«Мы хотим, чтобы молодежь была образованной и вступала в экономическую деятельность, имея за плечами хорошие профессиональные знания, навыки и компетенции, - заявил Дегтярев. – С другой стороны, пришло время делать очень серьезные акценты на прорывных технологиях, направлениях. Именно поэтому идет разговор об усилении работы всей системы образования в части инженерно-технического образования и рабочих профессий этого же профиля. Потому что переход на новые, инновационные рельсы экономики без устойчивой опоры на промышленность, где инженер играет ведущую роль, конечно, невозможно».
По его мнению, «эффективно должны развиваться такие направления подготовки кадров как информационные технологии, потому что информационные технологии становятся дополнительным экономическим ресурсом для развития экономики».
Между тем, Дегтярев подчеркнул, что «государство имеет первоочередные обязательства перед определенными группами населения, для которых социальная политика – не пустой звук». Сегодня, по словам парламентария, «приходит совершенно другое измерение в социальной сфере». Наряду с фондами, выделенными для пенсионеров, многодетных матерей и других социальных групп, сегодня формируется и фонд для студентов.
«Если мы хотим, чтобы молодые люди, как в одной из статей написал Владимир Владимирович, смогли реализовать свой образовательный драйв в практических делах, в профессиональной деятельности, креативе, развитии себя, общества и экономики, мы должны создать определенные стимулы», - заявил Дегтярев.
Он отметил, что гранты, как стимулы для учебы, студенты «выигрывают в большом количестве, поверьте мне, они получают немалые средства на то, чтобы развиваться, ездить по заграницам».
«Но есть системообразующая часть этой политики – это стипендия. Стипендию студент должен получать всегда. Передо мной лежит проект закона об образовании, который пока еще не является законопроектом. Это документ, который рожден в результате полуторагодичной деятельности Министерства образования и науки РФ, а также всего российского сообщества, в том числе экспертов. Он обязательно в этом году поступит в Госдуму. В этом законе механизм финансирования системы образования, в том числе, в стипендиальном обеспечении студентов, становится более внятным. Формулируются новые понятия, такие, как «социальная стипендия», «академическая стипендия». И это те социальные обязательства государства, которые мы имеем пред молодежью, чтобы она могла, не подрабатывая на стороне, заниматься главным делом: учебой», - заявил Дегтярев.
Он добавил, что «сегодня премьер говорит о том, что эта цифра может быть 5 тысяч рублей». «Я думаю, это тот уровень, к которому, безусловно, нужно стремиться, конечно, опираясь на реальное положение в экономике. Время для этого уже пришло. В целом портфель комитета по образованию на весеннюю сессию составляет 21 законопроект. Я убежден, что к этому числу добавится в соответствие с инициативами премьер-министра правительства, еще не менее десятка», - заключил Дегтярев.