«Честная цена» ждет предложений от волгоградских производителей
О том, как изменились взаимоотношения поставщиков с торговыми сетями в связи с изменениями торгового законодательства, шла речь на расширенном совещании 6 марта, которое прошло в рамках работы мониторинговой группы «Честная цена» в Волгоградской области.
Как отметили участиники совещания, у волгоградских производителей три основные проблемы: рассрочка платежей, ретробонусы и отношение сетевиков к поставщикам. Однако ни в надзорные, ни в правоохранительные органы практически не поступает жалоб: производители боятся потерять место в магазинах.
"Летом 2016 года были приняты поправки в 381-ФЗ «Об основах регулирования торговой деятельности», которые вступили в силу с 1 января 2017, - поясняет региональный координатор мониторинговой группы проекта партии «Единая Россия» «Честная цена», депутат волгоградской областной думы Николай Лукьяненко. - Они предполагают снижение с 10% до 5% максимального размера вознаграждения для торговой сети от поставщика и сокращают отсрочку платежей за полученные товары. Для участия в работе мониторинговой группы мы пригласили и производителей, и сетевиков, чтобы выслушать обе стороны. Однако представители ни одной из восьми приглашенных торговых сетей на совещание не явились".
По словам представителей волгоградских товаропроизводителей, торговые сети и в новых условиях заботятся лишь о сохранении и повышении собственной маржинальности. К примеру, в договорах, заключенных на новых условиях, прописана отсрочка не более чем на 40 дней. Но по факту случается, что этот период вырастает до 60 дней и более. Другой пример: ретробонусы по договору снижены с 15% до 5%, однако цена товара на полке для конечного покупателя осталась прежней. То есть, со слов поставщиков, сети стали использовать новые правила для получения сверхприбылей.
Кроме того, местные производители поднимают вопрос о предвзятости и нежелании сетевиков пускать на полку волгоградские товары. И отмечают, что такая инициатива диктуется не собственниками или высшим руководством торговых сетей, а директорами магазинов или менеджерами по закупкам. К примеру, в случае с одним из производителей замороженных мясных полуфабрикатов менеджер по закупкам озвучил конкретную сумму за «вход на полку». Без этого «отката» продукт не был допущен даже до закупочной комиссии торговой сети.
По словам замруководителя УФАС по Волгоградской области Анны Гаджиевой, есть и другие нарушения. «По инициативе продавца проводится экспертиза продукта, но оплачивает ее производитель, - комментирует она. - Даже если в продукции не обнаруживается никаких нарушений, оплачивает экспертизу все равно поставщик. Сейчас мы проверяем ряд договоров, если в части экспертизы они будут признаны противоречащими закону, то торговую сеть ждет штраф от одного млн рублей».
По словам Лукьяненко, необходимо выработать универсальное решение, которое может помочь всем волгоградским производителям. Сейчас проект «Честная цена» ждет от производителей предложений.