Чернышев: Тарифы на ЖКХ должны формироваться на основе экономически обоснованных расходов
Утвержденная расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации (РПП) в сфере жилищно-коммунального хозяйства в размере 5% - выручка, которую организация может пустить на любые цели, не отчитываясь за эту трату – в ряде случаев не позволяет соблюсти баланс интересов поставщиков услуг и потребителей коммунальных услуг. Гарантированная выручка никак не влияет на качество услуг, получаемых собственниками жилья. И установление такой выручки исходя из результатов деятельности организации могло бы повысить энергетическую эффективность и снизить аварийность в ЖКХ. Об этом сегодня заявил член комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Михаил Чернышев в ходе встречи фракции «Единая Россия» с министром строительства и ЖКХ Михаилом Менем.
Чернышев заметил, что «в основе ценообразования в сфере водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения был введен термин «расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации» (РПП). «Это величина в размере 5% от годового объема расходов, включаемых в необходимую валовую выручку регулируемой организации, остающаяся в распоряжении регулируемой организации и расходуемая по ее усмотрению», - уточнил он.
Однако необходимость учета РПП на практике приводит к тому, что, «во-первых, нарушаются принципы государственной политики в сфере тарифного регулирования», указал парламентарий. «Во-вторых, нарушается необходимость установления регулируемых тарифов только исходя из экономически обоснованных расходов, соблюдения баланса интересов поставщиков и потребителей коммунальных услуг. Мы все должны понимать, что качество услуг для потребителя исходя из увеличения тарифов за счет включения величины РПП не улучшается. Далее, рост тарифов за счет включения РПП не является основанием для превышения платы граждан за коммунальные услуги согласно», - отметил Чернышев.
«И последнее, РПП не несет целевой характер использования, в связи с чем эта сумма может отвлекаться предприятием, организацией на иные виды деятельности, исключая главное: теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение. Отчет по РПП в орган регулирования тарифов не обязателен для представления», - констатировал депутат.
Обращаясь к министру, Чернышев спросил, согласен ли он «для устранения вышеуказанных аспектов определить пороговое значение размера РПП до 5% и ввести механизм расчета РПП с учетом анализа показателей финансово-хозяйственной деятельности регулируемых организаций с учетом выполнения всех долгосрочных параметров, обеспечивающих достижение утвержденных целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности либо снижения аварийности»?
Как отметил министр, одна из основных задач – привлечение негосударственных средств в жилищно-коммунальное хозяйство. По его словам, результатом работы концессионеров в ЖКХ становится, в том числе, снижение аварийности.
«РПП, который мы заложили – это серьезный шаг навстречу тому предпринимательскому сообществу, которое приходит в ЖКХ посредством договоров концессий», - заметил Мень и обратил внимание на опыт европейской компании, которая изъявила желание выйти на российский рынок, руководствуясь фактом «самого дружественного законодательства для бизнеса в этой отрасли».
Министр отметил, что в курсе предложений о введении размера РПП «до 5% по решению регулятора». «Боюсь, что решение регулятора будет разным для разных компаний, и мы дадим повод для определенной коррупции. Страна огромная, мы это не отследим. Между тем, когда есть 5% - остается просто работать, без каких-либо вариаций», - заключил он.