Бурматов: Проблемы ЕГЭ не ограничиваются сложностями с наблюдением
Общественное наблюдение за ходом ЕГЭ стало декорацией процесса и не послужило выявлению нарушений, считает первый заместитель комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов. По его словам, количество проблем, выявившихся в ходе Единого государственного экзамена в минувшем учебном году, далеко не исчерпывается несовершенством системы общественного наблюдения. Учитывая, что Министерство образования и науки РФ не сделало никаких выводов из этой кампании, в учебном году 2014-2015 родители и выпускники могут столкнуться с теми же сложностями, полагает он.
«Диалог в Общественной палате по поводу будущего Единого государственного экзамена очень важен. Однако, на мой взгляд, одним из очевидных итогов этого разговора может стать свидетельство, что профильным ведомством, а именно Министерством образования и науки РФ, не сделаны выводы из ошибок ЕГЭ этого года. А ошибок этих было очень и очень много. В частности, общественное наблюдение за ходом ЕГЭ в 2014 году, организованное Минобразования и подведомственными структурами, провалилось несмотря на то, что на этот процесс были выделены десятки миллионов рублей. Наблюдатели были аффилированы самим ведомствам и являли собой нанятых студентов ряда близких к Министерству образования вузов. Зачастую они даже не были соответствующим образом подготовлены. У них не было мотивации искать реальные нарушения. Таким образом, фактически они служили некой декорацией для проведения ЕГЭ. Это был полный провал идеи задействовать наблюдателей. На мой взгляд, гораздо больше пользы ЕГЭ принесли наблюдатели от Общественной палаты, наблюдателей организованных независимых горячих линий ситуационных центров, в частности, нашего ситуационного центра, а также наблюдения в рамках журналистских расследований. Благодаря этой работе был вскрыт целый ряд злоупотреблений в ходе кампании ЕГЭ-2014», - сказал Бурматов
Он считает, что в следующем году школьники столкнутся с теми же перекосами, которые наблюдались во время ЕГЭ-2014: неэффективным расходованием денежных средств, ростом стрессогенности ЕГЭ, и так далее.
Причина этому кроется, на мой взгляд, в том, что Минобразования до сих пор продолжает воспринимать ЕГЭ, в первую очередь, как пиар-проект. И только во вторую – как средство эффективной оценки знаний учащихся. Беспрецедентные деньги, которые были выделены на пиар ЕГЭ в этом году, очевидно, в следующем году не покажутся такими уж большими. Судя по всему, все проблемы ЕГЭ ведомство просто собирается «похоронить» под толстым слоем купюр, и сосредоточиться на выдаче позитивной информации о ходе кампании ЕГЭ, не занимаясь системным исправлением существующих недочетов процедуры. Предпосылок к этому мы видим много, и одна из наиболее очевидных – огромное количество совершенно пустой, бессодержательной информации, которая вываливается ведомством на головы родителей и школьников. Она порождает нервозность и дезориентированность и тех, и других. Все это ведет к росту фактора стресса в ходе ЕГЭ. Это мы наблюдали в прошлом году, это мы наблюдаем и сейчас. Неопределенность ряда процедур, умноженная на количество выходов, порождает совершенно чудовищные проблемы, вроде девятикратного роста самоубийств на фоне ЕГЭ, который мы наблюдали в 2014 году и с которым никто и сейчас не собирается, судя по всему, бороться», - уверен депутат.
«Еще одна угроза – коррупционная составляющая процедуры ЕГЭ, внятных путей предотвращения которой мы также так и не услышали. До сих пор не реализована идея о создании открытого банка заданий ЕГЭ. То, что мы наблюдаем – это лишь симуляция этого процесса, а значит, все коррупционные проявления, связанные с этим, останутся на своем месте: будут продолжать работать многочисленные сайты, торгующие ответами ЕГЭ, чиновники будут продолжать выпускать «решебники» и зарабатывать на них миллионы, аффилированные компании будут осуществлять «подготовку» абитуриентов, предлагая им гарантированную сдачу экзамена. Всего этого можно было бы избежать, реализовав мою инициативу по созданию открытого банка заданий, но, по-видимому, кто-то слишком заинтересован в сохранении коррупционных механизмов ЕГЭ», - добавил Бурматов.
Кроме того, отмечу, что при огромной пиар-активности ведомства и совершенно невероятных объемах денег налогоплательщиков, которые выбрасываются на это, определенности вокруг ЕГЭ стало не больше, а меньше. В частности, школьники до сих пор находятся в неведении по поводу критериев оценки школьных сочинений, которые им предстоит писать уже совсем скоро. Много неразберихи остается по поводу отмены тестовой части заданий по ряду предметов, изменению баланса между заданиями КИМов. Разрозненность информации о порядке сдачи экзаменов по иностранным языкам также подливает масла в огонь. В целом, считаю, что сегодняшнее обсуждение в Общественной палате показало, к сожалению, что чиновники Министерства образования и подведомственных структур думают, прежде всего, о максимизации бюджетов, выделяемых на ЕГЭ и их освоении, пиар-эффекте, а не о благополучии детей и судьбе школьников, сдающих ЕГЭ. Это просто никому не интересно», - заключил депутат.