Булаев: Целевой набор в вузы не решает проблем кадров медучреждений
В Первом Московском государственном медицинском университете имени И.М. Сеченова состоялось заседание межведомственной рабочей группы Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию на тему «Подготовка квалифицированных кадров для системы здравоохранения». Целью встречи межведомственной рабочей группы стала выработка конкретных предложений по решению проблемы кадрового голода в российских медучреждениях.
Заседание открыл первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия», руководитель межведомственной рабочей группы Николай Булаев. Он обозначил ключевые проблемы в обеспечении учреждений здравоохранения квалифицированными специалистами. Сегодня подготовка медработников осуществляется в 46 образовательных организациях, подведомственных Министерству здравоохранения РФ, в 36 вузах, подведомственных Министерству образования и науки, 2 вузах, подведомственных Правительству России, 2 вузах Минспорта России, 4 субъектовых образовательных организациях, 8 негосударственных образовательных организациях. Только в вузах Минздрава сегодня обучается 205 295 студентов, из которых 117 726 (57,2%) – за счет средств федерального бюджета.
Несмотря на то, что большая доля студентов-медиков обучается по договорам целевого приема или целевого обучения (общий процент квоты целевого приема в 2014 году составил 50%, а в ряде вузов Минздрава по результатам зачисления доходил до 77%), в России наблюдается ощутимый кадровый дефицит медицинских работников – при том, что количественно объем подготовки специалистов превышает потребности отрасли. Проблема кадрового голода, особенно в сельских районах, стоит очень остро. Выпускники медицинских вузов неохотно отправляются в удаленные районы, а существующая система взаимодействия между вузами и медицинскими учреждениями регионов работает недостаточно эффективно для решения этой проблемы и создания механизмов привлечения медработников в учреждения здравоохранения. В итоге даже при наличии финансовой поддержки на уровне региона молодые специалисты зачастую отказываются работать в сельских поликлиниках и больницах.
По мнению Булаева, целевая подготовка медицинских специалистов не имеет смысла без дополнительных социальных и финансовых механизмов поддержки молодых специалистов. «Существующая система целевого набора не решает государственных задач, – подчеркнул Булаев. - Проблемы кадрового голода – это в первую очередь недостаточная мотивация молодого специалиста к работе в том или ином медучреждении, недоработанный соцпакет и отсутствие профессиональных перспектив. Система договоров о целевом приеме и обучении требует внимательного пересмотра: привлекательность рабочих мест зависит от многих факторов, и важнейшие из них - возможность предоставления жилья молодым медработникам, другие меры социальной поддержки».
Также парламентарий отметил, что помимо договорных рычагов решения вопроса, в случае «непопулярных» мест работы важную роль играет информационная работа. Так, информирование об успехах выпускников в местных газетах и региональных СМИ приносит положительные результаты. Узнавая больше о возможностях профессионального развития и льготах в изначально непопулярных районах, выпускники проявляют больше интереса к работе в удаленных областях.
Участники заседания отметили, что проблемы с кадровым обеспечением медицинских учреждений лежат не только в образовательном поле, но также в сфере взаимодействия вузов друг с другом и с медучреждениями-работодателями. Если будущее рабочее место не является привлекательным для студента, а молодой специалист и работодатель не интересуются друг другом, то ни целевой набор, ни распределение не дают эффекта: механическое распределение студентов по рабочим местам не даст медучреждению хорошего врача.
«В итоге механизмы целевого обучения хорошо работают только в тех регионах, где главы муниципальных образований вручную выстраивают систему взаимодействия с главным врачом районной больницы и там, где в трудоустройстве выпускника активно участвуют все стороны процесса: вуз, медицинское учреждение, студент и его родители», - отметил Буаев, подводя итоги работы.