Федеральный сайт
Регион не найден
Версия для слабовидящих

Аршинова: Закон об изучении родных языков защищает права обучающихся и их родителей

16 августа 2018, 12:11
Мнение о том, что после его принятия будут ущемлены права коренных народов России, необоснованно, считает парламентарий

Закон об изучении родных языков, принятый Госдумой и подписанный Президентом России Владимиром Путиным, расширяет возможности изучения родных языков. Если раньше к изучению предлагался лишь один язык, то теперь в российских школах их может быть предложено неограниченное число. Об этом заявила координатор партпроекта «Единой России» «Новая школа», член комитета Госдумы по образованию Алена Аршинова.

«Было высказано необоснованное мнение, что после принятия данного закона коренные народы России будут ущемлены в изучении родных языков. Речь идет о новом принятом законе, который наоборот, расширяет возможности изучения родных языков. Если раньше к изучению предлагался лишь один язык, то теперь в российских школах может быть предложено неограниченное число родных языков по запросу родителей и после подготовки концепций изучения таковых и лицензирования учебников. Считаю это достижением нашей системы образования. Сейчас в России 193 народа используют 277 языков, из них преподаются всего 73 и только по 13 есть соответствующие программы», - рассказала Аршинова.

Она привела в пример Республику Дагестан, где в ряде школ преподаются по 10 родных языков. «Однако это сегодня скорее исключение из правил, поэтому мы намерены транслировать подобный опыт на территории всей страны. Это связано, в том числе, и с ростом мобильности наших граждан», – считает парламентарий.

Координатор партпроекта заявила, что для сдачи ЕГЭ предусмотрен и достаточен объем учебной программы по базовому предмету «Русский язык», о чем ежегодно говорят высокие результаты экзамена выпускников татарских школ. «Изучение русского языка в качестве родного даст лишь возможность узнать об этом языке дополнительную информацию, не входящую в объем знаний при сдаче ЕГЭ. Поэтому никаких преимуществ для сдачи ЕГЭ изучение русского языка в качестве родного не дает, нет оснований в связи с этим говорить о каком-либо ущемлении чьих-либо прав. Наоборот, принятый федеральный закон защищает права обучающихся и их родителей при выборе родного языка», – отметила депутат.

Она напомнила, что внесение законопроекта было связано с тем, что на протяжении нескольких лет поступали обращения представителей родительского сообщества разных регионов, которые жаловались на принудительное изучение государственных и родных языков регионов в отсутствии предложения изучать свои родные языки. «Необходимо сохранить баланс реализации конституционного права граждан на свободный выбор языка, воспитание и обучение, а также возможности изучения государственных и родных языков. С принятием закона больше не будут возникать отдельные кривотолки и разночтения в правоприменении в сфере образования по данному вопросу», – подчеркнула Аршинова.

Координатор партпроекта отметила, что работа над законом позволила найти решения для развития изучения родных языков, в том числе в создании за счет федерального бюджета Фонда поддержки родных языков России, который будет оказывать содействие в разработке образовательный программ, концепций и методик преподавания родных языков, созданию качественных и лицензированных учебников, «с чем у регионов до сих пор были большие проблемы, в том числе из-за отсутствия необходимых финансовых средств».

«Комментируя ситуацию с обращением в ООН, полагаю, что это было преждевременным решением, следовало дождаться анализа практики правоприменения. Но, учитывая право любого человека обратиться в ООН, авторы закона и депутаты, поддержавшие его, в том числе, представляющие Республику Татарстан, всегда готовы объяснить природу и необходимость принятия данного закона», – сказала Аршинова.

Ранее в СМИ появились сообщения о том, что председатель Милли Меджлиса татарского народа написала обращение к Организации объединенных наций, в котором говорится, что принятый закон об изучении родных языков «лишает коренные народы, у которых нет самостоятельной системы образования, возможности изучения родных и государственных языков и имеет элементы насильственной ассимиляции».

Партийный проект «Новая школа» направлен на поддержку и развитие системы общего, среднего, высшего и дополнительного образования. Создание новых учебных мест за счет строительства новых школ, капитального ремонта и реконструкции действующих, оснащение новым современным оборудованием, переход на односменный режим работы с последующим наполнением второй половины дня дополнительными занятиями. При этом во внимании партийного проекта находится и аспект повышения роли и статуса педагога, воспитателя, престижа педагогической профессии.  Важный участок работы партийного проекта - дошкольное образование, особенно обеспечение детей до трех лет местами в детских дошкольных образовательных учреждениях. Партпроект держит на контроле не только обеспечение повышения доступности дошкольного образования, но и его качество. Во внимании партпроекта также находятся и вопросы содержания образовательного процесса, соблюдения прав всех участников образовательного процесса, а также создания равных условий получения образования для детей вне зависимости от территории их проживания.

Общественная приемная