АПЭК: Владимир Якушев подтвердил курс «Единой России» на поддержку участников СВО в политике «в постоянном и системном режиме», в том числе, в 2026-2027 годах

Региональные и муниципальные кампании, проходящие за год до федеральных выборов, традиционно воспринимаются в качестве ключевой возможности для тестирования политическими игроками методов работы на общенациональном уровне, а также для начала более активной мобилизации электората. Об этом говорится в докладе Агентства политических и экономических коммуникаций «Праймериз «Единой России» как старт большой кампании-2026: игроки, факторы и сценарии».
В сентябре 2025 года пройдут выборы губернаторов в 20, заксобраний в 11, муниципальных депутатов административных центров в 25 регионах, а также довыборы в Госдуму по 7 одномандатным округам. Это позволяет партиям проанализировать эффективность методов воздействия на электорат, проживающий в регионах с разной социально-экономической спецификой.
Существенное значение на ход кампании оказывает национальная повестка дня. Сохраняется по-прежнему высокий уровень доверия Владимиру Путину. Так, по данным ВЦИОМ, он колебался в пределах 80,2-81,2%, ФОМ — 81-82% (все опросы – май 2025). Это дополнительно укрепляет роль Президента в качестве доминирующего игрока, формирующего внутреннюю повестку, в фарватере которого следует не только «Единая Россия», но и системные оппозиционные силы.
В этой ситуации усиливается инерционный характер тактики оппозиционных сил, а пространство для манёвра «Единой России», напротив, расширяется, особенно с учётом роли партии большинства одновременно в качестве одной из ключевых экспертных площадок и одного из институтов, решающих задачи по контролю за реализацией федеральных программ на местах.
В апреле 2025 года Председатель «Единой России» Дмитрий Медведев вновь напомнил о необходимости «готовиться к обсуждению нового программного документа» (новой редакции народной программы «Единой России»), что с высокой вероятностью может стать дополнительным фактором для мобилизации сторонников партии, а также фактором влияния партии на содержание федеральных инициатив, которые могут быть включены в Послание Президента Федеральному Собранию.
Летом 2025 года нельзя исключать роста общественного внимания к проблемам безопасности, но у властей по-прежнему сохраняется преимущество в работе с этой повесткой – в том числе, с учётом активной интеграции наиболее амбициозной части участников СВО в органы власти различных уровней.
Часть таких начинающих политиков баллотируется в органы власти от системных оппозиционных партий, но наиболее активную и комплексную работу с этой категорией управленцев по-прежнему ведёт «Единая Россия». По предварительным данным, представленным секретарём Генсовета партии Владимиром Якушевым, победителями праймериз «Единой России» в 2025 году стали 827 ветеранов спецоперации. При этом в 2024 году депутатами различных уровней от партии стали 304 кандидата с опытом участия в СВО. Это создаёт преимущества для «Единой России» - в том числе, в работе с более широкой повесткой безопасности в ходе парламентской кампании.
Актуализация повестки, связанной с пожароопасным сезоном, повышает политическое значение взаимодействия партий с волонтёрским движением и вовлечения местных структур таких политических организаций в решение задач по контролю за работой муниципальных и региональных властей по оказанию помощи наиболее уязвимым или пострадавшим от таких ЧС территориям. В рамках работы с этой повесткой также сохраняется преимущество «Единой России», учитывая существенный опыт партии по взаимодействию с волонтёрами как на пике пандемии в 2020-2021 годах, так и после начала СВО.
В рамках ЕДГ-2025 муниципальные предвыборные кампании пройдут в 25 административных центрах, в том числе обладающих протестным потенциалом, - например, во Владимире, Костроме, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Оренбурге, Томске, Ульяновске, Самаре, Сыктывкаре. Учитывая, что с 2024 года наблюдается также рост активности локальных протестных групп, такой тренд может вести к росту внимания к городской проблемной повестке и со стороны федерального руководства политических партий (например, к градостроительным и экологическим конфликтам, а также к проблемам ЖКХ).
При этом сезонный рост общественного внимания к протестной активности также нередко происходит в начале осени, накануне Единого дня голосования. Например, по данным ФОМ, в период с 1 по 15 сентября 2024 года доля респондентов, заявивших о намерении принять участие в протестных акциях, возрастала с 15 до 18% (на конец мая 2025 года показатель составляет 15%).
Опыт 2022-2024 годов свидетельствует: локальные инициативные группы во многих случаях апеллируют не к оппозиционным партиям, а к федеральным органам власти, включая силовые структуры. Это создаёт потенциальные преимущества по оперативному реагированию на подобную повестку со стороны «Единой России», стратегия которой предполагает все более плотное вовлечение её федеральных парламентариев в работу с локальной повесткой, а также активную интеграцию в состав депутатского корпуса новых деятелей, в том числе не связанных с бюрократической средой и поэтому во многих случаях способных вызвать доверие и у протестной аудитории.
В ходе думских выборов 2026 года может приобрести дополнительную актуальность проблемная повестка ресурсодобывающих регионов, а также возрасти уровень ожиданий по поводу работы властей с социальной тематикой со стороны жителей ключевых индустриальных центров. В ряде таких территорий в сентябре 2025 года пройдут и довыборы в Госдуму — как в случае с включающими промышленные центры Бийским округом №41, Самарским №158, а также Прокопьевским №102 (последний расположен в патерналистской Кемеровской области, то есть связан с минимальными электоральными рисками для кандидатов лояльного пула, но также потребует для успешной работы с ним внимания к специфическим проблемам ресурсодобываюших территорий). Праймериз «Единой России» стали одним из факторов, позволяющих сформировать оптимальные команды кандидатов для выдвижения от территорий со сложной повесткой и провести перезагрузку общественных и внутриэлитных коалиций в ходе подготовки к парламентской кампании 2026 года.
Парламентские партии на старте кампании-2025: рейтинги, активность, повестка, мобилизационные возможности
Политическая ситуация накануне начала региональных избирательных кампаний создаёт благоприятные стартовые условия для «Единой России», одновременно способствуя усилению конкуренции между системными оппозиционными игроками, для которых итоги ЕДГ-2025 также важны с точки зрения привлечения спонсоров и ресурсных кандидатов.
Общественная поддержка «Единой России» накануне старта кампании остаётся стабильно высокой. Так, по данным ВЦИОМ, рейтинг партии находился в пределах 34,3-36,8%, по оценке ФОМ — от 44 до 48% (май 2025).
Стартовые позиции партии дифференцированы в зависимости от региона. Например, среди тех субъектов, где в сентябре состоятся выборы в заксобрания, по итогам парламентской кампании 2021 года в трёх результаты партии были близки к среднему по стране (Белгородская, Магаданская, Рязанская области), в двух — заметно выше среднего (ЯНАО, Воронежская области), а ещё в шести — заметно ниже среднего (Республика Коми, Калужская, Костромская, Курганская, Новосибирская, Челябинская области).
Стоит учитывать, что благоприятные для «Единой России» тенденции, как продемонстрировал опыт кампаний 2022-2024 годов, влияют и на значительную часть протестных территорий. Например, по итогам выборов в Челябинскую городскую думу в 2024 году результаты «Единой России» существенно превысили её показатели в ходе парламентской кампании-2021 (54,15% против 32% соответственно), что можно связать как с позитивными факторами для развития индустриальных центров, в том числе благодаря выполнению заказов, связанных с оборонной сферой, так и с эффективной работой губернатора Алексея Текслера с местной социальной и инфраструктурной повесткой (глава региона также возглавлял список партии на этих муниципальных выборах).
Наличие в списке предвыборных субъектов ярко выраженных протестных зон будет дополнительно мотивировать федеральное руководство «Единой России» на работу с муниципальной повесткой, что вполне соотносится с курсом секретаря Генсовета партии Владимира Якушева на усиление роли депутатов местного уровня и первичных отделений, а также на специальное внимание к реализации федеральных проектов (прежде всего модернизации социальной инфраструктуры) в регионах.
В целом можно ожидать сохранения устойчивого доминирования «Единой России» на политическом поле при нишевой поддержке оппозиционных сил, что не препятствует системной оппозиции активнее конкурировать друг с другом за колеблющийся протестный электорат. При этом география предвыборных регионов с протестным потенциалом будет приводить к росту внимания со стороны как «Единой России» так и ведущих оппозиционных сил к сюжетам, значимым для северных, сибирских и уральских регионов, включая повестку ЖКХ и реагирования на сезонные ЧС.
Предварительное голосование «Единой России» в 2025 году: уровни конкуренции и региональная специфика
Основные тенденции, связанные с проведением праймериз «Единой России», свидетельствуют о постепенном расширении как мобилизационной, так и кадровой базы партии.
Так, в 2025 году было подано 22509 и зарегистрировано 21336 заявлений от кандидатов, намеренных бороться за выдвижение от партии на выборах различных уровней. В голосовании приняли участие около 3,5 млн человек, при этом общий уровень явки составил около 10,5% от избирателей предвыборных регионов, что на 6,1% выше показателей 2020 года, когда, в частности, проводились праймериз накануне выборов в заксобрания тех же субъектов.
Праймериз для отбора кандидатов по выдвижению от «Единой России» проводятся с 2007 года, а с 2009 года эта процедура стала обязательной перед выдвижением представителей партии на выборах всех уровней. В 2025 году базовым форматом стало проведение праймериз в формате электронного предварительного голосования, право на участие в котором получили все граждане, обладающие активным избирательным правом в соответствующих территориях.
Обновление элиты «Единой России» ускоряется. По данным секретаря Генсовета партии Владимира Якушева, только 10% кандидатов составили действующие депутаты заксобраний и региональных представительных органов.
Многие местные и региональные медиа специально отметили, что партия смогла ещё на этапе подготовки к предварительному голосованию добиться отказа от выдвижения наименее активных представителей депутатского корпуса, что позволяет «Единой России» оперативно нарастить интенсивность работы с такими избирательными округами за счёт выдвижения новых кадров, тем самым перехватив повестку обновления и реагирования на протестные сюжеты у представителей оппозиции.
44% кандидатов составили женщины, что потенциально расширяет возможности партии по работе с социальной повесткой, в том числе, близкой родительскому сообществу, а во многих случаях — и родственников участников спецоперации.
Был выдержан баланс между представителями разных профессиональных сфер среди кандидатов. Так, в общей сложности 32% из них составили представители социального блока (20% работников образования, 7% - здравоохранения, 5% - учреждений культуры), а 31% - выходцы из сферы малого и среднего бизнеса. Таким образом, среди кандидатов от «Единой России» широкое представительство получат как специалисты, на практике ориентирующиеся в вопросах реализации социальных программ, так и общественные деятели, не связанные с бюрократической средой и потому способные сыграть активную роль в проведении независимого мониторинга реализации нацпроектов местными властями.
При этом на праймериз муниципального уровня, как правило, выше была доля участников, являющихся выходцами из социальной сферы, что дополнительно расширяет возможности партии по выстраиванию эффективно работающих сетей своих сторонников.
29% кандидатов (в том числе 16% победителей праймериз на уровне заксобраний) — молодые политики в возрасте до 35 лет, что создаёт новые возможности для работы партии с избирателями, ориентированными на активное обновление системы власти (а к такой аудитории относится не только молодёжь, но и заметная часть граждан среднего и старшего возраста).
Проведение праймериз накануне губернаторских кампаний способствует выходу на новый уровень взаимодействия основного кандидата с местными и первичными отделениями партии (что приобретает дополнительную актуальность в регионах, где были назначены врио губернаторов), более широкому обсуждению тезисов, которые могут войти в предвыборную программу, более активному участию узнаваемых фигур регионального отделения в подготовке к такой кампании.
Праймериз 2025 года снова подтвердили расширение возможностей «Единой России» для применения проактивной тактики в работе с колеблющимся, а также неполитизированным и даже умеренно протестным электоратом (включая молодёжь и представителей «среднего класса»), в том числе, проживающего в ключевых административных центрах. Такой тренд может не только стать одним из факторов роста явки среди менее политизированных избирателей в ходе кампании-2026, но и создать дополнительные вызовы для оппозиционных игроков, претендующих на поддержку городского умеренно протестного избирателя.
Праймериз «Единой России» как механизм разрешения внутриэлитных конфликтов. «Малая перезагрузка» правящей элиты
«Единая Россия» безусловно подтвердила свою роль в качестве ключевой платформы для выдвижения в органы власти ветеранов СВО и представителей общественных организаций, занимающихся защитой социальных прав таких граждан и их родственников. Наибольшее число кандидатов-участников спецоперации было выдвинуто в Дагестане (117 человек), где должны состояться выборы в Собрание депутатов Махачкалы, Воронежской области (81 кандидат), где пройдут в облдуму и Думу областного центра, а также в Челябинской (83), где пройдут выборы в заксобрание.
Характерно, что все три этих региона относятся к числу территорий с сильными местными элитами, поэтому примеры ещё раз свидетельствуют: праймериз «Единой России» являются институтом, обеспечивающим проведение сбалансированной кадровой политики — выдвижения представителей новых социальных групп в депутатский корпус с учётом нейтрализации большинства связанных с этим потенциальных внутриэлитных конфликтов уже на ранних стадиях.
Владимир Якушев подтвердил курс «Единой России» на поддержку участников СВО в политике «в постоянном и системном режиме», в том числе, в 2026-2027 годах, что повышает шансы таких кандидатов и на выдвижение в Госдуму в ходе парламентской кампании.
За время применения института предварительного голосования под эгидой «Единой России» поступательно снижалась интенсивность публичных конфликтов, связанных с их проведением. Это расширяет потенциальные возможности для кандидатов, имеющих больший электоральный потенциал, но пока в меньшей степени обладающих медийным и административным ресурсом и поэтому более уязвимых в случае развёртывания масштабного конфликта накануне или после завершения праймериз.
Механизм праймериз позволяет оперативно повысить узнаваемость кандидатов в новом для них округе, активизировать их работу с местными общественными организациями и первичными отделениями «Единой России».
«Малая перезагрузка» политических элит в 2025-2027 годах, основным драйвером которой становится «Единая Россия», позволяет не только создать работающие на практике кадровые лифты для участников СВО, но и заранее перехватить общественный запрос на более широкое обновление органов власти на местном и региональном уровне (о таком тренде свидетельствует, в том числе, постепенная актуализация антибюрократической повестки в медиа-пространстве). Перезагрузка может иметь более долгосрочное влияние на политический процесс, в частности, расширив, благодаря вовлечению в политику наиболее амбициозных военнослужащих, волонтёров и представителей регионального бизнеса базу для рекрутирования кадров для ротаций губернаторского корпуса в 2030-2036 годах, когда большинство политиков этой волны станут уже достаточно опытными управленцами.