Андрей Исаев: Платформы как новый этап развития Партии
- Как вы считаете, сегодняшние российские партии соответствуют запросам общества?
- То, что в течение трех последних созывов в ГД примерно один и тот же конгломерат из четырех партий, говорит о том, что предпочтения народа, в основном определились. Есть мощная центристская партия «Единая Россия», за которую сегодня голосует большинство. Есть те, кто поддерживает левые идеи, и они голосуют за КПРФ или в более социал-демократическом варианте, за «Справедливую Россию». Есть те, кто поддерживает более правые, националистические идеи и голосует за ЛДПР. К сожалению, в нашем парламенте не представлен такой спектр, как либералы. Но, ответственность, что либералы не представлены в ГД, должны нести лидеры самих либералов. Они, не смотря на многочисленные призывы с разных сторон, объединиться, не могут переступить через свои амбиции и создать единую политическую партию, получить поддержку избирателей и быть представленными в парламенте, как когда-то был представлен в Госдуме «Союз правых сил». Возможно, что-то получится у Михаила Прохорова.
- Почему "Единая Россия" решила отказаться от идейной монолитности?
- Монолитности в том виде, в котором пытаются представить ее некоторые наши оппоненты, в «Единой России» никогда не было. У нас есть общие цели и ценности, мы поддерживаем одного лидера, но при этом, мы всегда говорили, что люди внутри ЕР – разные, дискуссии в партии велись всегда. Напомню вам, что первый раз идея формирования крыльев партии была высказана в 2005 году, тогда было очень бурное обсуждение и после этого были созданы партийные клубы, которые время от времени вступали в дискуссии и излагали разные подходы и взгляды. Организационно, мы остаемся единой партией, но мы идем на следующий этап развития. Платформы – это следующий этап развития партии, это структурирование внутри партии тех людей, которые будут отстаивать определенные принципы.
- В каком направлении, по вашему мнению, должна развиваться партия?
- Я уверен, что «Единая Россия» одержала победу на выборах, опираясь на те общественные слои, которые нуждаются в сильной социальной политике, социальном государстве и которые голосовали за это социальное государство. Это рабочие, инженеры крупных промышленных предприятий, работники бюджетной сферы, военнослужащие, пенсионеры. Естественно, что их взгляды совершенно не либеральны. Они выступают, с моей точки зрения, с социал-консервативных позиций и именно они сегодня составляют ядерный электорат ЕР. При дальнейшем развитии платформ внутри партии, я уверен, что самой массовой поддержкой будет пользоваться социально-консервативная платформа.
- Ряд ваших однопартийцев считают, что партии нужно двигаться вправо и охватывать правый электорат.
- Я такую позицию не поддерживаю. Но это не означает, что правый электорат нам не интересен. Позитивный эффект от деятельности либеральной платформы партии, которую возглавляет Владимир Плигин, скорее всего, будет связан с попыткой выстроить диалог с теми, кто был на Болотной и на Сахарова, кто сегодня является оппонентом партии ЕР. С этой точки зрения, работа либеральной платформы будет крайне полезна. Но подменять нынешнюю партийную идеологию на либеральную, партия не будет.
– А какая идеология у "Единой России"?
- Идеология «Единой России» - это идеология российского консерватизма и центризма. Мы выступаем за построение сильной и независимой демократической России, страны с социально-ориентированной рыночной экономикой. Мы выступаем за развитие без застоев и революций, за модернизацию нашей страны на основании существующих традиций. Мы выступаем за связь между поколениями, мы уважаем традиционные религии нашей страны и сотрудничаем с ними. Мы являемся патриотической организацией, выступающей за сильную Россию. Мы ставим интересы общества выше, чем интересы отдельных классов. Вместо классовой борьбы, которую пытаются разжигать ультра либералы справа и крайние варианты социалистов слева, мы предлагаем путь социального партнерства и путь диалога между различными социальными группами для того, чтобы вырабатывать решения, приемлемые и для этих социальных групп и для общества в целом.
- Вы не боитесь, что любая из внутрипартийных фракций сможет заявить о своей самостоятельности и это приведет к расколу партии?
- Риски существуют всегда, в любой политической деятельности. Но, с другой стороны, есть и другие риски. ЕР сегодня объединяет очень большие группы населения. У этих групп – разные интересы. С одной стороны, с нами вместе профсоюзы, с другой стороны, с нами вместе объединения работодателей. С нами – жители крупных городом и жители села, жители столиц и провинций. Интересы этих групп, во многом, различны. Но, все заинтересованы в усилении страны как государства в целом. Наличие платформ позволяет нам выстраивать диалог с каждым из этих социальных слоев. Каждому такому социальному слою наличие платформ позволит увидеть внутри партии те силы, которые выражают именно его интересы и нацелены на решение именно его вопросов и проблем. Дискуссии между платформами позволит нам принимать взвешенные и сбалансированные решения, которые бы не ущемляли ничьей позиции, в конце концов, это соответствует идеологии нашей партии, идеологии социального партнерства. Наличие платформ будет работать на укрепление партии, при этом, общий принцип внутри партии будет такой, что до тех пор, пока проводятся обсуждения, все свободно высказывают свою точку зрения. Но после того, как принято решение, все мы обязаны это решение воплощать в жизнь. Так, например, депутаты, представляющие партию в органах государственной законодательной власти и местного самоуправления, после принятия решения, будут обязаны голосовать в соответствии с решением партии.
- «Единая Россия» будет менять стратегию избирательных кампаний на фоне растущей конкуренции?
- Вообще стратегию избирательной кампании надо менять каждый раз перед новой избирательной кампанией. Мы будем более активно работать в интернете, мы будем более активно общаться с гражданами, мы используем в большей степени процедуры праймериз, которые существуют у нас в партии. Мы считаем, что у «Единой России» очень плодотворная работа с ОНФ, который является над партийной структурой, и мы не ставим своей задачей в какой-либо форме преобразовывать его в партию. Наоборот, это было бы сужение поля деятельности ОНФ. ОНФ хорош тем, что он объединяет общественные организации в целом, объединяет вполне конкретные социальные интересы людей, которые поддерживают курс Владимира Путина. Мы должны добиться того, чтобы люди чувствовали себя гражданами, участвовали в управлении страной не от выборов до выборов, а и между выборами тоже. Для этого предложен целый ряд механизмов: это и работа саморегулируемых организаций, и усиление позиций общественных объединений, и проведение дискуссий по наиболее значимым законопроектам и т.д. Это целый набор механизмов, которые мы рассчитываем воплотить в жизнь и участвовать в воспитании граждан, а не некой отчужденной среды, которая воспринимает свое государство как постороннее и нечто чуждое себе.